18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Победитель получает по полной

Сколько стоит не купить произведение на аукционе?

Отказ платить за проданные на аукционе работы — явление, ставшее в последние годы обычной проблемой для участников китайского арт-рынка, теперь докатилось до Европы и США. Для нежелания и отказа платить есть целый ряд разнообразных причин, что только могут прийти в голову, когда после победы выигравший начинает жалеть о необдуманном порыве — а это случается, понятное дело, нередко. Нэнси Гроган, вице-президент Grogan & Company из Дедхэма в штате Массачусетс, признается: «Мы должны учитывать, что где-то за 10% проданных на наших аукционах лотов откажутся платить». «Коллекционеры в своем азарте могут зайти слишком далеко», — подтверждает Хенрик Ханштайн, директор кельнской галереи Lempertz. Среди факторов, способных изменить первоначальные намерения покупателя, также называют банкротство, бракоразводные процессы или даже смерть (бывают и такие покупатели, кто отходит в мир иной, не успев рассчитаться за свое приобретение). Частенько винят компьютеры. Формально аукционные дома не имеют права преследовать покупателей, которые отказываются платить. Однако «если лот ушел с молотка за $1 млн или около того, они скорее всего обратятся в суд», говорит адвокат Питер Стерн, прежде представлявший интересы аукционного дома Sotheby’s. Покупатели не перечисляют сумму в срок либо вообще отказываются от заключения сделки «на всех уровнях цен», утверждает частный адвокат Джо Бакер Лэрд, бывший юрисконсульт Christie’s, и добавляет к сказанному Питером Стерном, что, «если сумма покупки небольшая, иск обычно не подают», нет смысла: за лот, достигший на торгах $100 тыс., аукционный дом должен получить комиссию в размере, скажем, $25 тыс. — этого едва ли хватит на покрытие одних только судебных издержек.

Так что большинство споров между аукционными домами и должниками или же неплательщиками решается мирным путем, и дело редко доходит до судебных разбирательств. Работа продается в частном порядке или на следующем аукционе, а имя несостоявшегося покупателя и условия сорванной сделки передаются владельцу, который может обратиться в суд уже от своего имени. Наиболее радикальный способ борьбы с нечестными игроками — вносить их в черный список и не регистрировать как участников торгов, пока долг не будет выплачен. Среди факторов, что учитывает руководство аукционных домов, прежде чем подавать иск, — отношения с владельцем и потенциальным покупателем. «Было бы глупо потерять хорошего клиента, который, допустим, действительно не может заплатить прямо сейчас; стоит войти хотя бы раз в его положение», — считает Стерн. Чаще всего проблема решается тем, что потенциальному покупателю предлагаются большие рассрочки, как правило до шести месяцев вместо обычной «в течение 30 дней». «Для нас не так важно, как скоро проводятся платежи, — главное, деньги идут», — резюмирует Грег Рохан, глава Heritage Auctions из Далласа.

Вот недавний пример: в июне Sotheby’s подал иск против лондонского дилера и консультанта по инвестициям в искусство Оливии Квок, требуя, чтобы та заплатила за две картины, Water-Worshipper (Жрец воды) (1984) Жан-Мишеля Баскиа и Idilli (1976) Сая Твомбли, £2,5 млн и £386,5 тыс. соответственно — на этих суммах замолк молоток аукциониста на торгах 12 февраля, когда она стала победителем. В своем официальном обращении Квок, управляющая инвестиционной компанией Willstone Management, заявила, что приобретала работы не для себя, а для своего клиента Эндрю Флеминга, проживающего в Гонконге, и это он не смог заплатить за них. «Первый раз мы столкнулись с ситуацией, когда в торгах участвует третье лицо, представляющее интересы коллекционера, который не в состоянии оплатить свои покупки», — говорит главный юрист Sotheby’s Джонатан Олсофф. По его словам, аукционный дом в год подает от пяти до десяти исков по неоплате, однако количество «отказников», добавляет он, в целом «крайне невелико». Олсофф заявил, что Sotheby’s в этой ситуации готов набраться терпения и не давить на своих клиентов: завершенная, пусть и не в срок, сделка все же лучше, чем сорванная.

И правда, в течение нескольких недель после того, как компания подала на Квок в суд, дело было улажено: дилер и арт-консультант согласилась приобрести работу Баскиа в собственную коллекцию, возместить минимальную стоимость картины Твомбли — а также обязалась обращаться к услугам Sotheby’s при продаже других произведений искусства (из чего можно видеть, что репутация дилера для аукционного дома из-за досадного происшествия никак не пострадала). Квок подала было иск против Флеминга, да вскоре отозвала, мотивируя это тем, что «не видит смысла воевать в суде».

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+