18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Саша Фролова: «Художник должен быть объектом искусства в любой момент времени»

МMOMA совместно с Фондом Ruarts проводит выставку Fontes Amoris художника Саши Фроловой. Она рассказала нам о символах перерождения, трансформации женского образа и сверхвозможностях

Саша, как давно была запланирована ваша выставка?

Мы задумали ее с Московским музеем современного искусства (MMOMA) в 2017-м, сразу после моей выставки в Перми, когда стало понятно, что я могу сделать персональный проект большого формата. Обсуждать детали начали в конце прошлого года. Куратор определился не сразу. Специалисты, предложенные музеем, по тем или иным причинам не смогли к нам присоединиться. И тогда через Facebook и Instagram я нашла бельгийского искусствоведа и куратора Йоанну де Вос, которая, в частности, руководит студией Яна Фабра и курировала его видеопрограмму на Дворцовой площади во время выставки в Эрмитаже. Она на наше предложение откликнулась, так как любит работать с художниками, создающими собственные миры.

Повлиял ли на подготовку карантин?

Еще как. Выставка должна была открыться в середине июня — в результате вернисаж пройдет в середине сентября. С Йоанной мы так и не встретились вживую: все наши обсуждения, переговоры, даже осмотры выставочной площадки проходили дистанционно: я перемещалась с камерой по залам и все ей объясняла. Для всех нас это был первый в жизни опыт организации выставки удаленно. Йоанна не сможет быть и на открытии, так как границы все еще на замке.

У выставки изменился формат. Вначале я хотела сделать ретроспективу, но мы с Йоанной решили, что, наверное, еще рановато — мне все-таки не 60 лет. Да и в карантин вдруг образовалось время для придумывания и производства новых работ. Их будет очень много, и мы их собрали в четко сформулированное высказывание, выражающее идею моего творчества. Выставка займет порядка 600 квадратных метров в здании MMOMA на Гоголевском.

Еще одно важное изменение, обусловленное карантином, — уменьшилось количество перформансов. Вначале мы планировали, что проект будет сильно перформативным. Я придумала серию новых костюмов-скульптур, которые один раз в неделю должны были оживать в пространстве выставки. Но в связи с ограничениями по вирусу мы даже на открытии не можем поставить моделей в костюмах, хотя я и сделаю два небольших перформанса и позже, в продолжение выставки, несколько специальных ивентов.

Наверное, можно было задействовать видео?

Да, мы вышли из положения с помощью видео: сняли меня во всех костюмах и пустили на экраны.

На Гоголевском вам достался ампирный дворец…

Да, высокие потолки, мраморная лестница. Но важно было то, что пространство там абсолютно симметрично. Большинство моих работ симметричны. И куратор предложила выстроить драматургию экспозиции тоже симметрично, аналогично с формой теста Роршаха (психодиагностический тест для исследования личности швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха. Испытуемый интерпретирует 10 симметричных клякс и тем самым обнаруживает особенности своей психики. — Прим. ред.) или крыльям бабочки.

Разноцветные стены, разноцветный свет, ваши скульптуры из цветного латекса, жизнь — праздник. Это метафора бесконечного детства?

Кто как поймет — в зависимости от опыта и культурного бэкграунда. Для меня это символ постоянного обновления и перерождения. Через свои скульптуры я пытаюсь выразить невыразимое. Это формы эфемерного, я вкладываю в них определенные эмоции. Мне не хочется, чтобы зритель фокусировался на частностях: «Это что, собачка или кошечка?» В идеале надо на время перестать анализировать и просто отдаться чувствам, погрузиться в этот мир.

Ваш мир двойственен. С одной стороны, Диснейленд, латексные девочки-телепузики, с другой — сексуальная провокация.

Я бы сказала, что делаю акцент не на сексуальности, а на утрированной женственности, исследую женский образ, его трансформацию в историческом контексте. Отсюда работа с прическами, костюмами.

У вас такой воинственный женский образ: «Всех построю, все будете восхищаться!»

Ну, он скорее очень активный. Но не агрессивный. Латекс как материал усиливает любое высказывание. Если это сексуальный жест, он его усилит, если невинная игра — произойдет то же самое. Когда надеваешь латексный костюм, чувствуешь себя супергероиней: не просто красивой, а суперкрасивой, не просто женственной, а ультраженственной. Он будто дает сверхвозможности. При этом я специально закрываю маской лицо, чтобы перестать быть собой — Сашей Фроловой, и превратиться в скульптурный объект.

Насколько такие художественные эксперименты затратны психологически?

Физически изматывает, но морально, когда получается достичь задуманного результата, вдохновляешься на новые идеи и движение вперед.

Какой из ваших перформансов был самым запоминающимся?

Выход на площадь Сан-Марко во время Венецианского карнавала в моих барочных костюмах. Перформанс длился несколько часов, но для меня они растянулись в незабываемую вечность. Я очень люблю Венецию и костюмы придумала под влиянием этого города. Это было большое счастье — вот так с ним соединиться…

Есть ли у вас ученики? Вы ведь сами учились у Андрея Бартенева…

Я продолжаю то направление в искусстве (перформансы движущихся скульптур), которому Андрей посвятил всю жизнь. Долгие годы я Бартеневу ассистировала и постепенно нашла свой путь. Сейчас у меня тоже есть несколько ассистентов, моя команда. Я бы не назвала их учениками, но, вполне вероятно, в будущем они тоже вырастут в самостоятельных художников. Я очень им благодарна за помощь в работе.

Делаете ли вы произведения на продажу?

Во-первых, продаются мои фотографии в костюмах — работы фотографа Ирины Воителевой. Мой портрет ее авторства у нас на баннере — это главный имидж выставки. У нас с ней уникальный альянс, она может умножить красоту моих образов и их правильно подать. Для выставки в MMOMA я сделала скульптуру из фибергласа. Это мой первый опыт переноса надувной формы в твердый материал, и в дальнейшем подобные скульптуры можно будет продавать и покупать.

Даже снимая свои латексные костюмы, вы выглядите как девушка в стиле 1950-х… Это еще один арт-проект?

Я считаю, что, насколько возможно, художник должен быть объектом искусства в любой момент времени и превращать свою жизнь в искусство. Мне интересно нести в мир красоту, придумывать себе образы, даже если я вне образа.

Саша Фролова. Fontes Amoris
Московский музей современного искусства, до 25 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+