Граффити XII века нашли в соборе Переславля-Залесского

На стене домонгольского храма обнаружено изображение человека с фантастическим зверем

Северный фасад Спасо-Преображенского собора в Переславле. Фото: Институт археологии РАН
Северный фасад Спасо-Преображенского собора в Переславле.
Фото: Институт археологии РАН

Граффити XII века — изображение человека с фантастическим животным и фрагмент сопровождающего текста — обнаружили специалисты Института археологии РАН при обследовании одного из древнейших храмов домонгольского периода — Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.

Композиция состоит из бегущего человека, который левой рукой поднимает над головой вымышленное существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом. Левее внизу начертан текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал».

«Изображение человека с фантастическим животным и надпись были обнаружены на белокаменном блоке высотой около 30 сантиметров и длиной около 50 сантиметров, центральную часть которого занимает изображение крестов. Надпись, которая находится слева от рисунка и под ним, еще не прочитана. Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст», — гласит сообщение Института археологии.

Фрагмент найденных граффити. Фото: Институт археологии РАН
Фрагмент найденных граффити.
Фото: Институт археологии РАН

Владимир Седов, руководитель архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН, считает, что найден редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового периода, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию борьбы добра со злом, полагает ученый.

Член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус уточняет: «Сопровождающая рисунок фраза, возможно, имеет гадательный характер, так как подобная последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах, слово „ладно“, скорее всего, следует понимать как „одинаково“, в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке».

Белокаменный блок на северном фасаде с граффити. Фото: Институт археологии РАН
Белокаменный блок на северном фасаде с граффити.
Фото: Институт археологии РАН

Две другие надписи XII века, которые можно прочесть на соседних каменных блоках, представляют собой автограф «Лазорь писал» и последовательность из сокращенно записанных названий дней недели, аналогия которой есть в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Новые тексты существенным образом дополняют массив древнерусских граффити, открытых на фасадах Спасо-Преображенского собора в 2015 году, из которых наиболее известна надпись с перечислением убийц Андрея Боголюбского.

В сентябре этого года в белокаменном Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского проведены археологические раскопки. Их сейчас завершает архитектурно-археологическая команда Института археологии РАН при содействии Переславского музея-заповедника. Работы связаны с предстоящей реставрацией интерьера этого древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В проект включены памятники XII — начала XIII века северо-восточной и северо-западной архитектурных традиций. Новый этап археологического изучения храмов уже состоялся в предыдущие годы в Боголюбове, Кидекше, Новгороде и Юрьеве-Польском.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+