18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Папаша Дюран», без которого не было бы импрессионистов

В Париже открывается первая выставка, посвященная легендарному арт-дилеру.

«После пожара в Парижской опере на нас обрушилось еще одно несчастье. В галерее Дюран-Рюэля открылась выставка так называемой живописи. Пять или шесть сумасшедших приглашают посмотреть на свои работы. Глядя на них, люди покатываются со смеху, у меня же разрывается сердце», — под этими словами влиятельного арт-критика Альбера Вольфа из газеты Figaro в 1876 году в Париже подписался бы любой. «Без него мы бы не выжили», — признавался Огюст Ренуар, говоря о Рюэле. А с ним согласились бы Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро и Альфред Сислей. Для них он был «папашей Дюраном» — защитником и главным кормильцем. Тому, как однажды скромный молодой человек сделал ставку на импрессионистов и это пари выиграл, став отцом-основателем современного арт-рынка, посвящена выставка в Люксембургском музее. По иронии судьбы более 80 картин из государственных и частных коллекций со всего мира будут представлены в залах, куда когдато вход импрессионистам был заказан. Здесь могли выставляться только салонные академисты. Своих же подопечных Дюран показывал у себя. С «квартиры-музея» и начинается эта экспозиция. До импрессионистов Дюран скупал полотна барбизонцев и Делакруа. В 1868–1883 годах Дюран приобрел более 160 работ Делакруа, в том числе Смерть Сарданапала, которую, несмотря на все усилия, продал чуть ли не дешевле, чем заплатил когдато сам художник. Впрочем, прогорать Дюрану приходилось не раз, что никогда его не останавливало.

Чем больше Дюран втягивался в импрессионизм, тем хуже шли его дела. Против его «шестерки» — Мане, Моне, Ренуара, Сислея, Дега и Пюви де Шаванна — была развернута масштабная кампания. Адепты академии, критики, да и коллеги по цеху поднимали на смех «сумасшедшего». Терял Дюран доверие и в глазах своих постоянных клиентов. Увязший в долгах Дюран с тремя сотнями картин уехал в Нью-Йорк, где его от разорения спасли «сахарные короли», чета Хавемайеров. К 1894 году дела Дюрана пошли в гору. Историческая же капитуляция европейцев случилась в 1905 году, сначала в Лондоне, где выставка импрессионистов в галерее «Графтон» имела большой успех, а затем и в континентальной Европе. Дюран дождался триумфа своих художников: «Мое сумасшествие в результате оказалось мудростью».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+