18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ялтинская преференция: императорские дворцы и резиденции советских вождей

№84
Материал из газеты

После Петербурга Ялта занимает второе место по концентрации царских дворцов и аристократических резиденций

В отличие от многих других исторических памятников в России, лежащих в руинах, в Ялте и ее окрестностях многое сохранилось и содержится если не в образцовом, то, по крайней мере, в приличном состоянии.

С подачи знаменитого врача Сергея Боткина (ему на обновленной набережной Ялты стоит памятник, как и Николаю Краснову, в конце XIX века бывшему главным архитектором города) царская семья уверовала в благотворность крымского климата, а за нею в Крым потянулось, как водится, и высшее общество, в результате чего Ялта превратилась в фешенебельный курорт. Уже с 1861 года местечко Ливадия стало летней резиденцией Александра II и Марии Александровны, чье слабое здоровье и заставило венценосную пару уезжать на юг каждый год.

То, что мы видим сегодня, белоснежный, в соответствии со своим названием, Белый дворец был построен уже в начале ХХ века Николаем Красновым, оснастившим классическую виллу византийскими мотивами по тогдашним вкусам. Главный архитектор Ялты пользовался доверием русской аристократии и много строил. Помимо дворца, можно посетить церковь и погулять в прекрасном парке с видами на море, следуя буквально по стопам Александра II, для променадов которого была проложена Царская тропа, сохранившаяся по сей день. Крестовоздвиженская церковь, построенная по проекту Ипполита Монигетти в византийском стиле, служила домовым храмом. В ней отпевали императора Александра III, скончавшегося в Ливадии; здесь же приняла православие немецкая принцесса Алиса, ставшая Александрой Федоровной, супругой Николая II, да и сам он присягал на верность престолу после внезапной кончины отца.

На месте разрушенного в войну Малого дворца недавно поставили памятник Александру III, своей внушительностью напоминающий знаменитую конную статую императора-миротворца в Петербурге.

На подходе к дворцу посетителей встречает бронзовая троица — Черчилль, Рузвельт, Сталин, исполненная Зурабом Церетели по известной фотографии и напоминающая о том, что именно в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция. Сюжет об исторической встрече в 1945 году лидеров стран-союзниц в рассказах гидов переплетается с историями о жизни царской семьи. 

Так, в Ливадийском дворце была устроена временная резиденция Франклина Делано Рузвельта — чтобы американскому президенту в его коляске было удобно перемещаться. В парадных залах показывают документы и раритеты, рассказывающие об эпохальной встрече, а личные покои на втором этаже погружают в семейную идиллию Романовых — там портреты детей, игрушки цесаревича Алексея и домашние задания от бонн. Если повезет, в музыкальном салоне можно застать выступление ансамбля, исполняющего произведения, радовавшие слух царской семьи.

Уинстона Черчилля разместили в Воронцовском дворце. Причудливая резиденция генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Воронцова, сочетающая мавританскую экзотику с английской готикой, наряду с «Ласточкиным гнездом» стала самой знаковой достопримечательностью Южного берега Крыма. Музей в Алупке открыли еще в 1921 году, и поколения советских граждан фотографировались на память около знаменитых львов его парадной лестницы.

А вот львов, охраняющих вход в Юсуповский дворец в Кореизе, простому смертному до недавних пор было невозможно увидеть. Построенную для князя Феликса Юсупова все тем же Красновым нарядную виллу в итальянском стиле после революции прибрала к рукам ВЧК, и там отдыхал другой Феликс — Дзержинский, и прочие товарищи. Во время Ялтинской конференции здесь обосновалась советская делегация во главе со Сталиным. Ради этого княжеский дворец был основательно перестроен в угрюмом стиле генералиссимуса. Сегодня в Юсуповский дворец легко попасть с экскурсией, хотя он находится в ведении Управделами Президента. И это стоит сделать хотя бы ради того, чтобы увидеть Каминный зал, где, по преданию, участники Ялтинской конференции на неформальном ужине и порешили судьбы мира, и посмотреть на тех самых львов из красного камня, привезенных когда-то из Венеции. Богатейшая семья Юсуповых сорила деньгами, и глаза животных были инкрустированы изумрудами. В советское время изумруды исчезли, но совсем недавно львам вернули былую роскошь, правда, теперь их зрачки сделаны из искусственных зеленых кристаллов.

Слава винного завода в Массандре с его щедрыми дегустациями сладких портвейнов затмевает другую достопримечательность, заслуживающую самого пристального внимания и восхищения. Прямо над знаменитой винокурней, на горе, находится Охотничий домик Александра III. Домиком назвать этот замок во французском стиле а-ля Людовик XIII, с башенками и барочными картушами, язык не поворачивается. Это было любимое детище императора, над которым трудилась группа архитекторов (Этьен Бушар, Максимилиан Месмахер), устроившая все в соответствии с новейшими требованиями комфорта — во дворце было электричество, водопровод, вентиляция, громоотвод, заказанный в Париже.

Рядом с Охотничьим домиком находится электростанция, чью трубу Месмахер оригинально задекорировал изразцами под минарет мечети. Император умер до окончания строительства, и заканчивали его уже при Николае II. Царская семья там не жила, но приезжала на пикники: лес, начинающийся сразу за дворцом, способствовал прохладе в летнюю жару. Благодаря тому, что в советское время Охотничий домик использовали как правительственную дачу, он сохранился в почти первозданном виде. И дубовые панели, и тканые обои, и мебель Гамбса, и та самая вентиляция — все на месте. Особое впечатление производят столовая в рыцарском стиле и бильярдная комната с образчиками неплохой живописи. Роскошным парком Массандровский дворец похвастать не может, но две гигантские секвойи поражают воображение и помнят времена, когда Россия была монархией.  



Дом-музей А.П.Чехова в Ялте

Дом Чехова местные жители прозвали «Белой дачей». В отстроенной на гонорары вилле в стиле модерн с садом писатель жил летом с 1899 года. Тут он написал «Даму с собачкой», «Трех сестер», «Вишневый сад». В спальне, гостиной и кабинете сохранилась мемориальная обстановка, в том числе картины Исаака Левитана и резные шкафчики из Абрамцева. Также в состав Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника входит крошечная дача Чехова в Гурзуфе, прямо на берегу моря. 

Ялта, улица Кирова, 112 ; Большая Ялта, Гурзуф, улица Чехова, 22


Вилла «Харакс» в Гаспре

Бывший дворец великого князя Георгия Михайловича Романова, внука Николая I, выдающегося нумизмата, попечителя Русского музея, расстрелянного в 1919 году. Был спроектирован в 1904 году вместе с парком Николаем Красновым «в современном шотландском вкусе», по словам самого архитектора. Название получил от римской крепости, чьи руины также можно видеть. Пострадал во время вой­ны и был перестроен. Сегодня входит в комплекс санатория «Днепр». Возможны экскурсии по вилле и парку, есть небольшой археологический музей.

Большая Ялта, Гаспра-2, Алупкинское шоссе, 13


Дворец «Дюльбер» в Мисхоре

Построен по эскизам великого князя Петра Николаевича Романова, дяди Николая II, в мавританском стиле в 1895–1897 годах Николаем Красновым. Великий князь увлекался мусульманской архитектурой. В 1918 году дворец стал крепостью, где прятались члены царской семьи, пока в 1919 году британский король Георг V не прислал за ними крейсер «Мальборо», благодаря чему многим Романовым удалось выжить. Сейчас входит в комплекс санатория «Дюльбер», рядом с парком «Чаир», где, как известно, «распускаются розы».

Большая Ялта, Кореиз, Алупкинское шоссе, 19


Музей завода «Массандра» в Ялте

Помимо истории российского виноделия, связанной с именем князя Льва Голицына, завод примечателен и как образец промышленной архитектуры конца XIX века. Прорубленные в горе семь винных тоннелей длиной 150 м снаружи венчает здание главного погреба 1897 года постройки, исполненное в духе флорентийского палаццо и увенчанное башней с большими часами. Обширный внутренний двор завода напоминает главную площадь старинного итальянского городка с отличным видом на горы. 

Большая Ялта, Массандра, улица Винодела Егорова, 9

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+