Коктебель, Херсонес, Севастополь, Бахчисарай... Что происходит в музеях Крыма после присоединения его к России

Sergey Anashkevitch
Sergey Anashkevitch

Сотрудники четырех крупнейших музеев Крыма рассказывают о своих проблемах.

разу после подписания бумаг о вступлении Автономной Республики Крым в состав России здесь побывали министр культуры РФ Владимир Мединский, представители Общественной палаты. Всех интересует судьба расположенных в Крыму многочисленных музеев и историко-культурных заповедников. По просьбе нашей газеты жительница Крыма, куратор и организатор крымской резиденции для художников ArtPlatz Residence Мария Удовыдченко поговорила с коллегами о том, что сейчас происходит в местной музейной жизни. Вот ее рассказ. Беседа с представителями крупнейших музеев Крыма, среди которых Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого, Национальный заповедник «Херсонес Таврический», Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М. А. Волошина» и Бахчисарайский историко-культурный заповедник, обозначила круг вопросов, требующих от чиновников пристального рассмотрения. Многие годы положение было тяжелым, музеи выживали без каких-либо надежд на поддержку и внимание со стороны государства. О своих нуждах музейщики говорят с осторожностью: пока ничего не известно, а ждать хорошего здесь не привыкли. Из их уст часто звучит фраза о «победе здравого смысла». Все четыре музея объединяет схожий круг проблем, где основная сложность — в отсутствии должного внимания со стороны государства, начиная с недостаточного финансирования и заканчивая размещением частных гостиниц на территории исторических объектов.

По словам Александра Скрипниченко, пресссекретаря заповедника «Херсонес Таврический», в последние несколько лет Украина не только не вкладывалась в его развитие, но и не позволяла воспользоваться теми деньгами, которые заповедник зарабатывал. «Казначейство просто не пропускало платежи. По итогам прошлого года мы, таким образом, вынужденно подарили украинскому государству 10,1 млн гривен (более 40 млн руб.). За последний год накопилась задолженность перед кредиторами порядка 4,5 млн гривен (около 20 млн руб.). Все развитие, которое происходило, осуществлялось только за счет усилий коллектива, директора, но без поддержки со стороны государства».

Севастопольскому художественному музею не хватает средств на элементарные нужды: оплату электричества, поддержание необходимых климатических условий для хранения и экспонирования коллекции.

Еще один актуальный вопрос — территориальный. Музеям катастрофически недостает площадей для демонстрации коллекций, организации соответствующей инфраструктуры. «Здание, в котором начиная с 1958 года находится музей, — рассказывает Наталья Бендюкова, директор Севастопольского художественного музея, — бывший доходный дом, полностью разрушенный во время Второй мировой войны и восстановленный в 1950-е годы. С тех пор музей делит здание с музыкальной школой, занимающей два верхних этажа. Из-за нехватки выставочных площадей у нас нет постоянной экспозиции, посвященной искусству XX века, хотя в фондах хранится более 8 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративноприкладного искусства этого периода. В 1980-е годы был подготовлен проект переноса школы, но в начале XXI века на этом месте вырос торговоофисный центр».

Херсонес Таврический, древний греческий город, руины которого стали национальным археологическим заповедником, получившим в 2013 году статус объекта мирового культурного наследия ЮНЕСКО, находится сегодня в еще более щекотливом положении. Речь идет о давнем территориальном споре с представительством Церкви: на территории музеянаходится одна из православных святынь, Владимирский собор, построенный на месте летописного крещения древнерусского князя Владимира. Действующий сегодня собор был разрушен во время Великой Отечественной войны и восстановлен в начале 2000-х годов. И сегодня ученые вынуждены отстаивать пространство заповедника от притязаний Церкви, стремящейся получить землю и здания для восстановления монастыря.

На вопрос, нет ли у них опасений, что теперь здания и территорию точно придется отдать, Александр Скрипниченко отвечает оптимистично: «Сотрудники музея надеются на здравый смысл и государственную мудрость. С христианством здесь связана 1 тыс. лет, а люди здесь жили более 2 тыс. лет! Херсонес — свидетель и участник трех цивилизационных эпох в истории человечества: эллинской, римской и византийской. Это колоссальные пласты культуры, важные для всего мира. Подобных археологических памятников в России нет». По словам Скрипниченко, протоиерей Александр Пелин, возглавлявший делегацию Общественной палаты, «полностью поддержал сотрудников музея в стремлении развивать заповедник в его нынешнем состоянии».

Причины надеяться на благоразумие чиновников есть и у сотрудников Дома-музея М. А. Волошина в Коктебеле. Дело в том, что одно из зданий — дом матери поэта, Елены Оттобальдовны Кириенко-Волошиной, составляющий единую усадьбу Кириенко-Волошиных, отдано в длительную аренду, и сейчас в нем располагается частная гостиница. Здание принадлежит Союзу писателей Украины.

«Эту усадьбу посещали известные художники, поэты, литераторы, они дали начало первому в мире Дому творчества, и мы надеемся, что справедливость восторжествует, и здание будет возвращено музею, — говорит Наталия Мирошниченко, заместитель генерального директора заповедника «Киммерия М. А. Волошина», заведующая Домом-музеем М. А. Волошина в Коктебеле. — По этому вопросу у нас было очень много переговоров с разными инстанциями, имеются документальные свидетельства, проект восстановления флигеля, обмеры дома матери».

Руководством Крыма объявлен проект национализации республикой объектов, расположенных на ее территории, но пока точно ничего не известно. Понимание международной значи мости этого культурно-исторического объекта и его важности в презентации имиджа региона подвигнет нынешних чиновников на благое свершение — возвращение памятника культурному сообществу. Все это в будущем, а пока можно выделить только одно событие, вызывающее отнюдь не однозначную реакцию. С начала апреля в Бахчисарайском истори ко-культурном заповеднике новый директор. Им была назначена замглавы райгосадминистрации Бахчисарая Эльмира Аблялимова, что можно расценивать как дань уважения коренным жителям полуострова — крымским татарам. Предыдущий руководитель музея, Валерий Науменко, был вынужден написать заявление об уходе.

Такое решение вызвало возмущение сотрудников музея: под руководством Науменко Бахчисарайский историко-культурный заповедник получил серьезное развитие. Он добился включения заповедника в предварительный список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, провел ряд международных научных конференций, закрепил за музеем статус «археологической Мекки». В защиту директора был написанряд писем и проведен митинг, что не принесло результатов. Стоит отметить, что в состав заповедника, помимо всем известного Ханского дворца, прославленного Пушкиным, входят объекты, относящиеся к различным историческим эпохам: археологические и архитектурные памятники, пещерные города, памятники Крымской войны — и большая их часть не имеет отношения к крымскотатарскому наследию. Валерий Науменко от комментариев отказался. Новый генеральный директор Эльмира Аблялимова прокомментировала эту ситуацию: «О моем назначении нужно спрашивать министра культуры». На вопрос о том, как она собирается работать в старом коллективе, Аблялимова ответила, что «коллектив хороший, меня устраивает, никаких кадровых перестановок не планирую». Основные опасения культурного сообщества связаны с тем, как будет развиваться музей в дальнейшем. Аблялимова говорит, что свою задачу она видит в том, «чтобы сделать музей более интерактивным». Понятно, что рано подводить какие-то итоги. Главное, чтобы культурный процесс продолжался. В Севастополе Художественный музей в очередной раз готовится отмечать Ночь музеев. Пока он — единственный из крымских музеев поддерживает эту международную инициативу. Херсонес Таврический работает над открытием новой античной экспозиции, размещенной в пространстве, которое ремонтировалось почти 20 лет. Музейщики, не привыкшие опускать руки в самых слож ных ситуациях, сегодня смотрят в будущее с радостью и надеждой, уже сформированы планы по сотрудничеству с российскими институциями. В Крыму ждут новые археологические экспедиции, обменные проекты с Государственной Третьяковской галереей и многое другое. Дом-музей М. А. Волошина с новыми силами вступит в борьбу за сохранение историко-культурного ландшафта Коктебеля. Эта стойкость и любовь к делу действительно дают надежду на победу — если не здравого смысла, то культуры и искусства.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+