18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что обнаружилось при «фотоувеличении»

№84
Материал из газеты

Научно выверенное и прекрасно выстроенное исследование лондонской художественной сцены 1960-х годов во многом перекликается с нынешней ситуацией в мире искусства

В фильме Микеланджело Антониони 1966 года «Фотоувеличение» само­уверенные лондонские фотографы, аристократичные издатели, модели с косяками марихуаны и рокеры, разбивающие гитары на концертах, пересекаются друг с другом на островках стиля жизни, именуемого в ту эпоху модным словом “cool”. В этом городе фотографы богаты и знамениты: их узнают на улицах, они держат собственные студии с армией ассистентов, но при этом завидуют независимости собратьев-живописцев. В «Фотоувеличении» современное искусство Лондона представлено как один из элементов «актуального» стиля: картина абстракциониста Алана Дэйви подбирается к итальянской мебели, викторианским диковинам и джазовым пластинкам.

Фильм Антониони входит в число семи культурных реперных точек, вокруг которых Лиза Тикнер строит увлекательное исследование под названием «Лондонская новая сцена: Искусство и культура 1960-х». Мы вступаем в ту эпоху в атмосфере стилизованного поп-арт-безумия документального фильма Кена Расселла Pop Goes the Easel (1962). Интернациональный гламур встречает нас в дверях галереи Kasmin на Бонд-стрит и завораживает выставками Энтони Каро, Морриса Льюиса, Кеннета Ноланда, Хелен Франкенталер и Дэвида Хокни — летопись этого мира представлена в фотокниге лорда Сноудона Private View («Закрытый показ»/«Частный взгляд») (1965). Наконец, в финале нас поджидают бурные круглосуточные дебаты во время сидячей забастовки 1968 года в Хорсни-колледже.

Тикнер не пытается представить историю искусства 1960-х монолитной, она рассматривает ее с разных позиций: кураторской, журналистской и даже торгово-экономической — и использует различные подходы. Но при этом постоянно возвращается к четко очерченному кругу ключевых игроков десятилетия.

В визуальном отношении книга London’s New Scene элегантна и неотразима, как актер Дэвид Хеммингс в белоснежных джинсах из фильма Антониони. Это потрясающая работа бильд-редактора: модные съемки, реклама сигар, протестные плакаты, кадры из фильмов и комиксы из Sunday Times соседствуют с произведениями Хокни, Питера Блейка, Полин Боти, Дерека Бошье, Бриджет Райли и многих других. И еще с фотографиями, где Расселл запечатлен за работой над Pop Goes the Easel, а съемочная группа Антониони — над «Фотоувеличением». Тикнер использует все эти изображения не только как иллюстрации, но и как материал для анализа.

Многое в этой версии лондонской художественной сцены до боли знакомо: споры об искусстве, торговле и моральной сомнительности союза между ними; студенческие организации, протестующие против направления, доминирующего в художественном образовании, или против отсутствия такового; дилеры, силящиеся придумать, как представлять искусство и художников в наиболее выгодном свете и при этом умудряться сводить концы с концами; художники, пытающиеся сочетать преподавание с творчеством. Трудно не испытывать дежавю, читая о молодых британцах, которые помогли стране избавиться от старомодного образа и превратили Лондон в одну из культурных столиц мира.

Конечно, это было не первое большое художественное движение в истории города. И все же именно события и тенденции 1960-х заложили основу его современной художественной сцены. Поп-арт начала десятилетия был связан с восстановлением экономики — и, как следствие, с товарами массового потребления, развлечениями и визуальной культурой цветных журналов. Последняя теснейшим образом переплелась с миром искусства: художники становились знаменитостями, а их стиль жизни — материалом для цветных воскресных приложений к газетам. Искусство стало частью культуры массовых развлечений, что, в свою очередь, породило спрос на более крупные музеи, более продвинутое коллекционирование и новые выставочные пространства.

Поскольку для всего этого требовались деньги, галереи и музеи обратились за помощью к частным фондам и коммерческим спонсорам, в числе которых были марки сигарет Peter Stuyvesant и Philip Morris. Тикнер отмечает связь между публикацией исследований о вреде курения и первыми попытками табачных компаний найти союзников в мире искусства. Королевская коллегия врачей опубликовала доклад «Курение и здоровье» в 1962-м, а уже на следующий год был основан фонд Peter Stuyvesant. Он собрал значительную коллекцию послевоенного британского искусства и рассказывал о своей деятельности в журнале об искусстве Apollo, где репродукции картин соседствовали с фотопортретами художников, неизменно позировавших с сигаретой в руке.

Благодаря спонсорской поддержке именно табачных компаний состоялись такие культовые выставки, как «Новое поколение: 1964» в Whitechapel Gallery и «Когда отношения становятся формой» в Институте современного искусства в 1969 году. Корпорациям нужно было срочно обелить запятнанную репутацию, и они делали это, укрепляя ассоциации своих брендов с молодым и модным интернациональным искусством. Точно так же в наше время зависимость художественного мира от коммерческих спонсоров находит отражение в битвах, разворачивающихся вокруг попыток фармацевтических и нефтехимических компаний улучшить имидж посредством поддержки искусства.

Рассмотрение исторического периода через призму отдельных сюжетов позволило Тикнер сохранить баланс между гламуром и прямотой, сторителлингом и анализом. Ее разбор «Фотоувеличения» — отдельное наслаждение. Главы, посвященные подготовке выставок и британскому экспорту, естественно, написаны суше. Но все вместе они составляют умное и тонкое исследование событий, которые в те времена затрагивали лишь небольшой круг людей — как и траектории героев Антониони. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+