18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Булгаков и Ахматова в измерении вечности

Выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме смешала литературную фантасмагорию и советскую реальность

Первая после многомесячной изоляции и карантина выставка в Фонтанном доме «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» стала заметным событием не только в жизни самого музея, но и в художественной жизни Петербурга в целом. Авторы идеи объединили двух выдающихся русских литераторов XX века и собрали под одной крышей документы и произведения искусства из музеев, архивов и библиотек Москвы, Петербурга и Киева — городов, сыгравших главную роль в жизни и Ахматовой, и Булгакова.

«Это не хронологический рассказ о том, как жили Булгаков и Ахматова, это смысловые пространства, попытка сущностного рассказа о переживаниях людей 1930–1940-х годов, о том, как мы в XXI веке переживаем и понимаем смысл произошедшего со страной и нами в те годы», — сказала на открытии выставки Нина Попова, президент Фонда друзей Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Ахматову и Булгакова, на первый взгляд, объединяет не так уж много. Он жил в Москве — она в Петербурге-Ленинграде. Он — писатель, она — поэт. Он не дожил до 50-летия — она пережила его на 26 лет. Но оба родились и остались в России. Оба пытались зарабатывать на жизнь литературным трудом. Им обоим был родным Киев, где родился Булгаков и где в юности училась и жила Ахматова. Оба относились к революции как к колоссальной катастрофе. И в жизни обоих были «нехорошие квартиры»: одну из них Булгаков описал в знаменитом романе «Мастер и Маргарита», из другой — под номером 44 в Фонтанном доме — увели сына Ахматовой Льва Гумилева и ее гражданского мужа Николая Пунина. А еще им обоим пришлось уничтожить в огне самое дорогое для литератора — свои произведения: Булгаков в 1930 году сжег первый вариант романа о Мастере, Ахматова — свой «Реквием», предварительно предложив друзьям выучить его наизусть.

Воплотить всю эту литературу и историю в художественные образы, сделать зримыми боль и трагедию людей той эпохи, объединить мир реальный и фантастический удалось художнику и архитектору Сергею Падалко, руководителю архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья», сделавшему с музеем уже несколько проектов.

«Я архитектор, мне проще мыслить пространствами, — рассказал Падалко The Art Newspaper Russia, — поэтому свой прием я бы назвал тотальной инсталляцией. Каждый сантиметр площади несет смысловую нагрузку, наполнен символами. Кроме того, здесь масса подлинных вещей: я не театральный художник, декорациями не занимаюсь. Это один из приемов, которые я практикую, — использование подлинных вещей, что создает ощущение реальной истории».

С площадки второго этажа посетитель попадает в знакомый до боли коридор — то ли ленинградской коммуналки, то ли московского казенного, присутственного дома. Крашеные дощатые полы, тусклый свет, по обе стороны множество дверей, каждая из которых ведет в свою комнату, кабинет или чулан, в свое пространство литературы и истории. Сразу справа — небольшая ниша, обозначенная цитатой из Ахматовой: «Я над будущим тайно колдую». В круглом проеме чердачного окна — рисунок, обнаженная фигура Ахматовой авторства Амедео Модильяни, 1911 год. Рядом фрагмент из воспоминаний Анны Андреевны, в которых она рассказывает, как художник был удивлен ее способностью угадывать чужие мысли и видеть чужие сны. А еще начало стихотворения Николая Гумилева, написанное им тоже в 1911 году: «Из логова змиева, из города Киева, я взял не жену, а колдунью», — и посвященное, конечно же, его молодой жене, позировавшей Модильяни. Атмосфера этого пространства как бы задает тон всей экспозиции.

Фантастика и советская действительность, кабинетная бюрократия и литературная чертовщина так тесно были переплетены в реальной жизни и творчестве Булгакова и Ахматовой, что порой границы между ними исчезали. Приметы этой колдовской, нереальной жизни — стеклянные шары, пентакли, метлы — возникают на протяжении всего художественного пространства выставки.

Следующая дверь ведет в «Ушедшую жизнь». С помощью старых фотографий, зеркального потолка и специально направленного света Сергею Падалко удалось воссоздать и атмосферу Киева начала XX века, и антураж окопа Первой мировой войны, в которой будущий писатель принимал участие как полевой врач, а первый муж Ахматовой Николай Гумилев — как доброволец.

«Было дело в Грибоедове» — название этого пространства сразу погружает зрителя в литературную атмосферу Москвы и Ленинграда 1920–1940-х годов. Оба города увидены глазами художников того времени — здесь представлены работы Александра Ведерникова, Георгия Верейского, Ольги Гильдебрандт-Арбениной, Анатолия Каплана, Александра Лабаса, Николая Лансере, Николая Тырсы и других. А параллельно — фантасмагорическая официозная литературная жизнь той поры, напоминающая чертовщину «Мастера и Маргариты», которая меркнет перед подлинными документами из ленинградского Дома писателя, попавшими в музей из семьи Сергея Львовича Цимбала, известного советского театроведа и театрального критика.

Следующие комнаты-пространства этого придуманного художником дома рассказывают о писателях, поэтах, художниках, театральных режиссерах, философах, которые не по своей воле были вынуждены покинуть страну, погибли в годы репрессий, наложили на себя руки, доведенные до крайней черты советской действительностью. И о преследованиях, которым подверглись со стороны власти в то время и Булгаков и Ахматова, о фантастической судьбе рукописей, не раз сгоравших в огне, но при этом сохранившихся и дошедших до нашего времени. Как не сгорели в огне лица Ахматовой и Булгакова: петербургский художник Нестор Энгельке создал двери-портреты, на которых лица писателя и поэта выжжены с помощью особой технологии.

Дверям Сергей Падалко в этой экспозиции вообще отвел специальную роль. Большие и поменьше, широкие и узкие, они отделяют мир реальный от придуманного поэтами и писателями, дробят историю на сюжеты и события. Но одна из них — совершенно особая: это дверь с большой сургучной печатью в конце коридора, за которой уже никто не живет — такие были в те годы в каждой московской или ленинградской коммуналке, в каждой «нехорошей квартире». Все двери, использованные в проекте, подлинные, предоставлены мастерской «Двери с помоек».

Выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» в Музее Ахматовой продлится до 11 октября.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+