18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Цвет, рождающий музыку времени

№83
Материал из газеты

Книга Ричарда Верди, увенчавшая полвека исследований о Пуссене, концентрируется на палитре художника и особенностях его работы с формой. Автор, в частности, категорически отвергает версию о том, что его герой был посредственным колористом

Монография Ричарда Верди, ведущего специалиста по творчеству Никола Пуссена (1594–1665), выделяется оригинальным методом, и прежде всего формальным подходом в русле великой традиции Алоиза Ригля и Генриха Вёльфлина. Проницательный анализ композиций Пуссена основан на визуальных параллелях между разными картинами, представленными на одной странице или на развороте — фирменный признак книг издательства Reaktion Books.

Книга начинается с краткой биографии художника, охватывающей основные периоды его жизни. Вторая глава посвящена творческому процессу автора, изучению его подготовительных рисунков. В третьей главе сравниваются варианты одного и того же сюжета, изображенного живописцем в разные годы. Но самый впечатляющий раздел, который включает в себя сразу три главы, фокусируется на использовании Пуссеном цвета. Здесь Верди в подробностях анализирует оригинальную манеру художника. Тот ограничивал цветовую палитру, отдаляя ее от реальности и используя для достижения квазимузыкальной гармонии формы. Автор объясняет, что Пуссен обращался к чистым тонам и основным спектральным цветам, чтобы выделить элементы, формирующие сюжет. Он прибегал к мощному воздействию цвета на человеческий разум и нацеливал внимание зрителя в желаемом направлении.

В восьмой главе Верди углубляет анализ, показывая, что цвет у Пуссена тесно связан со смыслом и относительной важностью каждого персонажа; одновременно цвет придает эмоцию и поэтический смысл любой его работе. В итоге автор полностью отрицает распространенное мнение о том, что Пуссен будто бы был посредственным колористом. Две последующие главы посвящены пейзажу, очень важной области в исследованиях о Пуссене со времен Уильяма Хэзлитта. В нее Верди тоже вносит блестящий вклад, несмотря на некоторые разочарования. В частности, он видит в своем герое «прирожденного классициста», упускает из виду его ранние романтические картины с их чувственностью и свободой.

Затем Верди рассматривает Пуссена в контексте его времени, среди ведущих художников. Он отмечает важность для него фигур Аннибале Карраччи и Доменикино, а также неприятие им творчества Караваджо (что, пожалуй, преувеличено). Также автор сравнивает его с Рубенсом, который в последней трети XVII века, после смерти обоих художников, считался полной противоположностью Пуссена, — это был период спора о том, что важнее в живописи, цвет или рисунок. Верди подчеркивает глубинную связь формы в картинах Рубенса и Пуссена несмотря на то, что они кажутся столь разными. А две последние главы посвящены широкому обзору темы «Пуссен и будущие поколения». Линия прослеживается автором вплоть до Делакруа, Сезанна и Пикассо.

Это одна из самых значительных монографий о Пуссене со времен работы Энтони Бланта 1967 года. От утонченной прозы Верди получаешь наслаждение. Она поможет новому поколению открыть для себя Пуссена. Кто сумеет сделать первый шаг, навсегда будет очарован художественным миром этого человека, которого Верди справедливо считает величайшим живописцем Франции.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+