18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Центре Помпиду в Меце народное творчество соседствует с произведениями именитых художников

№83
Материал из газеты

Быстро сказка сказывается… Гончарова, Кандинский, Бойс и вишневые косточки на выставке «Фольклор»

В 1901 году парижский Музей человека получил от неизвестного отправителя кувшин с тремя вишневыми косточками. В сопроводительной записке говорилось, что в одной из бретонских деревушек есть традиция: девушки отправляются к большой вишне у перекрестка на окраине деревни, поют песни о суженом и кидают вишневые косточки — дорога, на которую косточка упадет, приведет девушку в деревню с ее будущим мужем. «Эта традиция уже исчезает, — говорилось в записке. — Кто-то должен сохранить ее хотя бы в музее». 

Выставка «Фольклор» в Центре Помпиду в Меце объединила такие необычные экспонаты. Впрочем, «такие» — очень расплывчатое определение. С тех пор как британский ученый Уильям Томс в 1846 году впервые использовал термин «фольклор», никому так и не удалось его четко сформулировать. Жан-Мари Галле, куратору Центра Помпиду в Меце, идею выставки подсказали «Народный архив» Джереми Деллера и Алана Кейна, британских художников, собиравших в Лондоне в начале 2000-х самые неожиданные образцы народного творчества, и фильм Пьера Юига «Сонм и облако» (2010), снятый в бывшем Музее народного искусства и традиций в Париже. «В центре внимания Юига — заброшенность музея, а Деллер и Кейн собирали необычные вещи для музея, — говорит Галле, — то есть хотели соединить фольклор и искусство».

В результате Центр Помпиду в Меце совместно с марсельским Музеем цивилизаций Европы и Средиземноморья (MUCEM) и его куратором Шарлоттой Калафой отобрали на выставку работы художников, так или иначе соотносящиеся с разными формами фольклора. Выбор решили ограничить европейским материалом: его более чем достаточно в запасниках MUCEM — свыше 1 млн единиц хранения. «Когда в 2013 году музей открывался, их перевозили из Парижа в Марсель на 160 фурах», — рассказывает Калафа.

Всего собрали 500 экспонатов — образцов народного творчества и вступающих с ними в диалог произведений искусства, в том числе работы Константина Бранкузи, Наталии Гончаровой, Василия Кандинского, Эмиля Нольде, Софи Тойбер-Арп, малоизвестные рисунки Йозефа Бойса 1940-х годов. Кураторы особенно довольны тем, что удалось привезти произведения незаслуженно забытого итальянского художника Клаудио Косты (1942–1995), основавшего Музей активной антропологии в Лигурии. И конечно, тот кувшин с вишневыми косточками тоже занял почетное место в экспозиции. 

Центр Помпиду в Меце
Фольклор
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+