18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Легенда об Антонине Софроновой в двух томах

№83
Материал из газеты

Художница успела застать первые симптомы запоздалого признания, но даже и после смерти Софроновой ее известность не выходила за пределы круга ценителей

Фигура Антонины Софроновой (1892–1966) — яркий пример независимого художника во времена, когда само понятие творческой независимости приравнивалось к «предательству дела рабочего класса». Будучи современницей Пастернака, она вряд ли ставила перед собой вопрос, красиво это или нет — быть знаменитостью. Слишком уж рано и отчетливо Софронова осознала, что ее место — на обочине той действительности, которую требовалось воспевать. Иллюзий она не испытывала: «Право человека — не сливать свою жизнь с окружающей его жизнью, если она идет вразрез с его задачей. Это не лишний, но идущий своей дорогой человек». 

Оставив карьерные притязания, Антонина Федоровна выбрала путь, который в 1930-е выглядел исключительно маргинальным. Больше 20 лет она зарабатывала на хлеб, работая ретушером в издательстве «Медгиз», а живописью занималась вне какой-либо связи с казенными структурами. У нее никогда не было собственной мастерской — холсты, акварели и рисунки складировались в комнате в коммуналке.

Она успела застать первые симптомы запоздалого признания, но даже и после смерти Софроновой ее известность не выходила за пределы круга ценителей. Зато сложилась изустная легенда и даже что-то вроде бренда — о ее работах мечтали коллекционеры и прогрессивные музейщики. В перестройку наметился было триумф, но тут выяснилось, что Софронову трудновато зачислить в «амазонки авангарда»: ее роман с кубофутуризмом и супрематизмом оказался недолгим, и важнейшие достижения лежали все-таки в другой эстетической плоскости. Так и подвис ее статус: вроде бы авангардистка, но с любовью к «устаревшей» пейзажной пластике Альбера Марке и с обостренной лирикой в душе. 

Словом, о Софроновой многие слышали, некоторые бывали на персональных выставках, однако даже поклонники ее таланта вряд ли могут похвастать, что хорошо знакомы с наследием этого автора. Теперь пробел устранен: в двухтомном альбоме, подготовленном издательским проектом Modern Art Consulting, воспроизведено более 600 работ, причем очень многие впервые. На статус каталога-резоне двухтомник не претендует, но следует констатировать: с такой степенью охвата произведения Софроновой никогда прежде не публиковались. Автором-составителем выступил Юрий Петухов, оригинальные тексты написаны Александром Балашовым, Ниной Белохвостовой, Галиной Ельшевской, Надеждой Плунгян. Если сама художница получила право голоса лишь в 2001 году, когда в издательстве RA вышел автобиографический сборник «Записки независимой», то теперь настало время и другим высказаться о ее роли и значении. А самое главное, появилась возможность рассмотреть и самостоятельно оценить, куда и как двигался человек, не пожелавший идти «никаким другим путем, кроме искусства».   

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+