18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Легенда об Антонине Софроновой в двух томах

№83
Материал из газеты

Художница успела застать первые симптомы запоздалого признания, но даже и после смерти Софроновой ее известность не выходила за пределы круга ценителей

Фигура Антонины Софроновой (1892–1966) — яркий пример независимого художника во времена, когда само понятие творческой независимости приравнивалось к «предательству дела рабочего класса». Будучи современницей Пастернака, она вряд ли ставила перед собой вопрос, красиво это или нет — быть знаменитостью. Слишком уж рано и отчетливо Софронова осознала, что ее место — на обочине той действительности, которую требовалось воспевать. Иллюзий она не испытывала: «Право человека — не сливать свою жизнь с окружающей его жизнью, если она идет вразрез с его задачей. Это не лишний, но идущий своей дорогой человек». 

Оставив карьерные притязания, Антонина Федоровна выбрала путь, который в 1930-е выглядел исключительно маргинальным. Больше 20 лет она зарабатывала на хлеб, работая ретушером в издательстве «Медгиз», а живописью занималась вне какой-либо связи с казенными структурами. У нее никогда не было собственной мастерской — холсты, акварели и рисунки складировались в комнате в коммуналке.

Она успела застать первые симптомы запоздалого признания, но даже и после смерти Софроновой ее известность не выходила за пределы круга ценителей. Зато сложилась изустная легенда и даже что-то вроде бренда — о ее работах мечтали коллекционеры и прогрессивные музейщики. В перестройку наметился было триумф, но тут выяснилось, что Софронову трудновато зачислить в «амазонки авангарда»: ее роман с кубофутуризмом и супрематизмом оказался недолгим, и важнейшие достижения лежали все-таки в другой эстетической плоскости. Так и подвис ее статус: вроде бы авангардистка, но с любовью к «устаревшей» пейзажной пластике Альбера Марке и с обостренной лирикой в душе. 

Словом, о Софроновой многие слышали, некоторые бывали на персональных выставках, однако даже поклонники ее таланта вряд ли могут похвастать, что хорошо знакомы с наследием этого автора. Теперь пробел устранен: в двухтомном альбоме, подготовленном издательским проектом Modern Art Consulting, воспроизведено более 600 работ, причем очень многие впервые. На статус каталога-резоне двухтомник не претендует, но следует констатировать: с такой степенью охвата произведения Софроновой никогда прежде не публиковались. Автором-составителем выступил Юрий Петухов, оригинальные тексты написаны Александром Балашовым, Ниной Белохвостовой, Галиной Ельшевской, Надеждой Плунгян. Если сама художница получила право голоса лишь в 2001 году, когда в издательстве RA вышел автобиографический сборник «Записки независимой», то теперь настало время и другим высказаться о ее роли и значении. А самое главное, появилась возможность рассмотреть и самостоятельно оценить, куда и как двигался человек, не пожелавший идти «никаким другим путем, кроме искусства».   

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+