18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Югославские мемориалы как футуристический прогноз

Для изображения цивилизации будущего в фильме Йоханна Йоханнссона «Последние и первые люди» было выбрано монументальное искусство социалистической Югославии

В фильме нет ни актеров, ни, собственно, действия. Он вообще задумывался как инсталляция — видеоряд, сопровождаемый «космической» электронной музыкой, сочинением которой исландский композитор Йоханн Йоханнссон (1969–2018) и был знаменит. За музыку к кинолентам «Вселенная Стивена Хокинга» (2014) и «Прибытие» (2016) композитор получил по «Золотому глобусу», а за музыкальный ряд фильма «Убийца» (2015) — «Оскар». Впервые картина «Последние и первые люди» была показана в 2020 году на Берлинском международном кинофестивале.

Она представляет собой экранизацию научно-фантастического романа Олафа Стэплдона (1886–1950) «Последние и первые люди» (1930). Философ-футуролог Стэплдон сильно повлиял на современную фантастику, в романе он описывает жизнь на 2 млрд лет вперед. Кажется, до сих пор это самый долгосрочный прогноз на будущее, но в фильм попали лишь фрагменты эпической саги. Жизнь уже рассредоточена по всей Солнечной системе, люди (вернее их было бы назвать «думающими существами») живут на Нептуне. Но их ждет полный и окончательный финал: Солнце вот-вот столкнется со сверхновой звездой. Бесстрастный голос Тильды Суинтон, озвучившей фильм, констатирует сей факт и подводит неутешительные итоги.

Но какой же визуальный ряд можно было подложить под эту историю — простой и величественный, футуристический и вне времени? Йоханн Йоханнссон нашел свои артефакты на Балканах, в бывшей Югославии. Символами достижения будущего и одновременно знаками надвигающейся катастрофы стали монументы последней мировой войне, которые щедро были расставлены по некогда братским югославским республикам в 1960–1970-е годы. Как правило, их делали из бетона и устанавливали на видовых точках, вокруг разбивали парки. У этих памятников самые неожиданные, категорически нереалистические формы. Они действительно напоминают пришельцев из космоса или знаки, которые эти пришельцы оставили.

Например, монумент «Каменный цветок» (1966), пять гигантских железобетонных лепестков, в Хорватии — работа скульптора Богдана Богдановича, установленная на месте концлагеря Ясеновац, где погибло 800 тыс. человек. Памятник сербским и албанским шахтерам-партизанам (1973) в Митровице в Косово — тоже работа Богдановича — два столба и лодка над ними. Колонны символизируют два народа, ковчег наверху похож на шахтерскую вагонетку. Сегодня у памятника нет охранного статуса, но он до сих пор в хорошем состоянии. Трудно поверить, что этим объектам десятки, а не тысячи лет.

Некрополь жертв фашизма в местечке Нови-Травник в Боснии и Герцеговине напоминает вросшие в землю камни Стоунхенджа с той лишь разницей, что на них высечены лица-маски.

Мемориал «Долина героев» (1974) у села Тьентиште в Боснии и Герцеговине посвящен битве при Сутьеске (май — июнь 1943 года), когда 22 тыс. югославских партизан противостояли 127-тысячной армии «Оси Берлин — Рим — Токио». Мемориал — это два гигантских бетонных крыла. До распада Югославии сюда ежегодно приезжало 30 тыс. человек. В 2011 году комплекс был взят под охрану ЮНЕСКО.

В фильме Йоханна Йоханнссона эти и другие монументы показаны обстоятельно и подробно. Скольжение камеры по бетонным глыбам и составляет визуальную историю фильма. Прибавьте электронную музыку и голос Сиунтон — и вот вам часовое упражнение в медитации.

Не так чтобы именно этот режиссер открыл нам красоту югославского монументального искусства, хотя он ее по-своему и очень достойно показал. В 2010 году бельгийский фотограф Ян Кемпенарс выпустил книгу-фотоальбом

Spomenik, в котором были запечатлены брутальные абстрактные монументы. Прежде о них почти никто за границами бывшей Югославии не знал, но после выхода книги заброшенные мемориалы стали восприниматься как археологические достопримечательности.

Тогда же возник и вопрос: почему в Югославии так строили, памятники ли это только ушедшей войне или у них был какой-то дополнительный смысловой подтекст? Смущает их футуристический абстрактный вид, слабо коррелирующий с военными обстоятельствами. Нынешняя точка зрения на эти феномены сводится к тому, что мемориалы были еще и символами сильной государственной власти, с помощью которой тогдашний правитель Йосип Броз Тито (1892–1980) пытался удержать вместе столь несхожие республики. Народам, их населявшим, предлагалось смотреть в будущее и меньше размышлять о своей локальной идентичности.

Монументы, как известно, не помогли. Наоборот, мощь, которую они олицетворяли, оказалась прямо пропорциональна жестокости, сопровождавшей распад югославского государства. В Хорватии многие социалистические памятники сегодня лежат в руинах, в Сербии начиная с 2000-х новых памятников не строят.

Фильм «Последние и первые люди» в кинотеатрах выпускает кинопрокатная компания A-One. В московских кинотеатрах фильм будет показан с 6 по 14 августа, премьерные показы пройдут в рамках Beat Film Festival.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+