18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Обнаженное тело в русском искусстве в Третьяковской галерее, Британский дизайн в ГМИИ им. А.С.Пушкина, белютинцы в Русском музее.

Британия – родина современного дизайна, его корни уходят в промышленную революцию XIX века и в «Движение искусства и ремесел» художника, поэта и издателя Уильяма Морриса, считавшего, что искусство должно окружать человека в его повседневной жизни в красивых предметах и обстановке. Текстиль и обои Морриса с растительными мотивами до сих пор очень популярны во всем мире. Его идеи разделял и Кристофер Дрессер – первый в истории дизайнер в современном понимании этого слова, поставивший свою элегантную минималистскую мебель, посуду и образцы обоев на промышленный конвейер. Всего на выставке «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции» – 12 уникальных предметов дизайна XIX века из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта. А к ним в параллель выставлены 20 ведущих современных авторов – Захи Хадид, Тома Диксона, Джеффри Мэнна и других, – использующих современные материалы и новейшие технологии, но тем не менее продолжающих традицию новаторов XIX века.

Обнаженное тело в русском искусстве в разные периоды его истории несло разную смысловую нагрузку. Изнеженных, написанных по классическим канонам красоты мифологических героев полотна Ивана Акимова «Самосожжение Геркулеса в присутствии его друга Филоктета» (1782) сменяют полнотелые красавицы академиста Карла Брюллова, им на смену приходит чахоточно-утонченный тип красавиц Серебряного века и корпулентные купчихи Бориса Кустодиева. Затем появляется советский идеал обнаженного тела с натруженными мускулами и твердо стоящего на земле, как у соцреалиста Виталия Тихова («Баня», 1921) или в одноименной картине Александра Герасимова 1938 года. А в 1970-е годы появился еще и типаж обнаженного тела с «философской» нагрузкой, как в картине Бориса Тальберга «Тет-а-тет» (1977). Это автопортрет художника, одетого и голого, беседующего о сокровенном с самим собой.

Выставка Русского музея и Фонда русского абстрактного искусства «За гранью предметности в русском искусстве второй половины ХХ века» посвящена объединению художников «Новая реальность» – единственной в своем роде экспериментальной студии в Москве 1960–1970-х годов, работавшей над созданием нового художественного языка и одновременно продолжавшей развивать наследие русского авангарда в условиях советской цензуры, когда почти 30 лет было невозможно отклоняться от канонов официального соцреализма. Ее возглавлял художник, педагог и теоретик Элий Белютин (1925–2012), наследие которого, хорошо известное за рубежом, все еще мало знакомо российскому зрителю. Дневники художников группы, наработки и примеры заданий Белютина, привлеченные из архива Фонда, дают уникальную возможность ближе познакомиться или даже впервые увидеть как отдельные работы самого Белютина, так и других художников «Новой реальности» – Веры Преображенской, Люциана Грибкова, Владислава Зубарева, Анатолия Сафохина, Тамары Тер-Гевондян.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+