18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставратор мебели обезобразил мадонну XVII века — и взял за работу €1,2 тыс.

Испанское сообщество профессиональных реставраторов призывает регулировать индустрию более строго

«Непорочное зачатие». Копия с работы Бартоломе Эстебана Мурильо. Слева направо: исходное состояние, непрофессиональная реставрация. Photo: Cedida / Europa Pre
«Непорочное зачатие». Копия с работы Бартоломе Эстебана Мурильо. Слева направо: исходное состояние, непрофессиональная реставрация. Photo: Cedida / Europa Pre

Неудачная попытка отреставрировать полотно «Непорочное зачатие», предпринятая реставратором мебели, до неузнаваемости обезобразила ангельский лик Девы Марии. Как сообщает испанское новостное агентство Europa Press, речь идет о копии работы мастера XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо. Картина происходит из собрания частного коллекционера из Валенсии, личность которого не раскрывается. Владелец передал картину на расчистку некоему специалисту по реставрации мебели, который запросил за работу €1,2 тыс. Увидев ее после обработки, коллекционер потребовал исправить результат, но вторая попытка лишь усугубила положение. Теперь он наконец передал картину профессиональному реставратору живописи в надежде на то, что тому удастся ее восстановить.

Бартоломе Эстебан Мурильо. «Непорочное зачатие». Оригинал. XVII век. Фото: The Yorck Project / Zenodot Verlagsgesellschaft mbH
Бартоломе Эстебан Мурильо. «Непорочное зачатие». Оригинал. XVII век.
Фото: The Yorck Project / Zenodot Verlagsgesellschaft mbH

Этот инцидент стал предметом бурной дискуссии в сообществе реставраторов Испании, которые уверены, что в стране необходимо более строго регулировать реставрацию произведений искусства и объектов культурно-исторического наследия. «Подобные непрофессиональные вмешательства нередко наносят произведениям непоправимый ущерб», — заявила Europa Press вице-президент Профессиональной ассоциации хранителей и реставраторов Испании (ACRE) Мария Борха. Она добавила, что борьба за введение законодательного регулирования этой сферы является одним из приоритетных направлений деятельности ACRE.

Элиас Гарсиа Мартинес. «Се, Человек!». 1930. Слева направо: восстановленная версия, исходная версия, непрофессиональная реставрация. Photo: Centro de Estudios Borjanos / EPA
Элиас Гарсиа Мартинес. «Се, Человек!». 1930. Слева направо: восстановленная версия, исходная версия, непрофессиональная реставрация. Photo: Centro de Estudios Borjanos / EPA

Это далеко не первая печально известная попытка неудачной реставрации в Испании. В 2012 году прихожанка храма Милосердия в городе Борха, руководствовавшаяся самыми лучшими намерениями, но не имевшая профессионального образования, попыталась отреставрировать фреску «Се, Человек!». Результат ее усилий получил широкую известность как «пушистый Иисус». В 2016 году в городке Эстелья на севере Испании неуместно ярко обновили краски на полихромной скульптуре XVI века, изображающей святого Георгия с драконом, а в 2018 году в Раньядойро, также расположенном на севере страны, жертвой непрофессиональной реставрации стали несколько ренессансных религиозных статуй, которые раскрасила в кричащие тона одна из прихожанок.

Мария Борха говорит, что, хотя отдельные непрофессиональные попытки реставрации и получают широкую известность, становясь мемами в социальных сетях, на самом деле подобных случаев гораздо больше. «К сожалению, они происходят куда чаще, чем вы думаете, — уверяет она. — Культурное наследие Испании находится в очень уязвимом положении».

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+