Реставратор мебели обезобразил мадонну XVII века — и взял за работу €1,2 тыс.

Испанское сообщество профессиональных реставраторов призывает регулировать индустрию более строго

«Непорочное зачатие». Копия с работы Бартоломе Эстебана Мурильо. Слева направо: исходное состояние, непрофессиональная реставрация. Photo: Cedida / Europa Pre
«Непорочное зачатие». Копия с работы Бартоломе Эстебана Мурильо. Слева направо: исходное состояние, непрофессиональная реставрация. Photo: Cedida / Europa Pre

Неудачная попытка отреставрировать полотно «Непорочное зачатие», предпринятая реставратором мебели, до неузнаваемости обезобразила ангельский лик Девы Марии. Как сообщает испанское новостное агентство Europa Press, речь идет о копии работы мастера XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо. Картина происходит из собрания частного коллекционера из Валенсии, личность которого не раскрывается. Владелец передал картину на расчистку некоему специалисту по реставрации мебели, который запросил за работу €1,2 тыс. Увидев ее после обработки, коллекционер потребовал исправить результат, но вторая попытка лишь усугубила положение. Теперь он наконец передал картину профессиональному реставратору живописи в надежде на то, что тому удастся ее восстановить.

Бартоломе Эстебан Мурильо. «Непорочное зачатие». Оригинал. XVII век. Фото: The Yorck Project / Zenodot Verlagsgesellschaft mbH
Бартоломе Эстебан Мурильо. «Непорочное зачатие». Оригинал. XVII век.
Фото: The Yorck Project / Zenodot Verlagsgesellschaft mbH

Этот инцидент стал предметом бурной дискуссии в сообществе реставраторов Испании, которые уверены, что в стране необходимо более строго регулировать реставрацию произведений искусства и объектов культурно-исторического наследия. «Подобные непрофессиональные вмешательства нередко наносят произведениям непоправимый ущерб», — заявила Europa Press вице-президент Профессиональной ассоциации хранителей и реставраторов Испании (ACRE) Мария Борха. Она добавила, что борьба за введение законодательного регулирования этой сферы является одним из приоритетных направлений деятельности ACRE.

Элиас Гарсиа Мартинес. «Се, Человек!». 1930. Слева направо: восстановленная версия, исходная версия, непрофессиональная реставрация. Photo: Centro de Estudios Borjanos / EPA
Элиас Гарсиа Мартинес. «Се, Человек!». 1930. Слева направо: восстановленная версия, исходная версия, непрофессиональная реставрация. Photo: Centro de Estudios Borjanos / EPA

Это далеко не первая печально известная попытка неудачной реставрации в Испании. В 2012 году прихожанка храма Милосердия в городе Борха, руководствовавшаяся самыми лучшими намерениями, но не имевшая профессионального образования, попыталась отреставрировать фреску «Се, Человек!». Результат ее усилий получил широкую известность как «пушистый Иисус». В 2016 году в городке Эстелья на севере Испании неуместно ярко обновили краски на полихромной скульптуре XVI века, изображающей святого Георгия с драконом, а в 2018 году в Раньядойро, также расположенном на севере страны, жертвой непрофессиональной реставрации стали несколько ренессансных религиозных статуй, которые раскрасила в кричащие тона одна из прихожанок.

Мария Борха говорит, что, хотя отдельные непрофессиональные попытки реставрации и получают широкую известность, становясь мемами в социальных сетях, на самом деле подобных случаев гораздо больше. «К сожалению, они происходят куда чаще, чем вы думаете, — уверяет она. — Культурное наследие Испании находится в очень уязвимом положении».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+