Три самые интересные выставки недели

Аркадий Шайхет. Красноармейская купальня. Николаев, 1932
Аркадий Шайхет. Красноармейская купальня. Николаев, 1932

Фотографии Аркадия Шайхета в Мультимедиа Арт Музее, наследие Обри Бердслея в ГМИИ им. Пушкина, неоклассицист Василий Шухаев в Московском музее современного искусства.

Оскар Уайльд и Обри Бердслей на рубеже XIX–ХХ веков были законодателями вкусов не только в Британии и континентальной Европе, но и в России. «Первейшая обязанность в жизни — быть столь артистичным, сколь это возможно. Какова вторая, еще никто не открыл», — эта фраза Уайльда стала девизом целого поколения, породив понятие «дендизм». А черно-белые стилизованные силуэты Бердслея определили внешние черты искусства модерна. На выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина — иллюстрации Бердслея к «Саломее» Уайльда (1894) и целый ряд других работ из музеев Великобритании. А чтобы наглядно продемонстрировать влияние Бердслея на русских художников в 1900-е, представлена графика художников круга «Мира искусства»: Леона Бакста, Александра Бенуа, Константина Сомова и других.

Аркадий Шайхет (1898–1959) — один из тех новаторов отечественной фотографии первой половины ХХ века, благодаря которым она сегодня считается мировой классикой. Фотографировать он стал с начала 1920-х и, будучи фотокором «Огонька», объездил всю страну, снимая трудовые подвиги и достижения СССР. Шайхет работал в жанре фоторепортажа, но все его кадры тщательно выстроены, он даже заставлял позировать своих героев, чтобы достичь нужного эффекта. Так он создал образы страны, которые воспринимаются теперь не как что-то мимолетное, зафиксированное камерой, а как мощнейшие символы эпохи. Наследие Шайхета огромно: он был трудоголиком и продолжал снимать даже в годы сталинских репрессий 1930-х, когда над ним сгустились тучи. На нынешней выставке в Мультимедиа Арт Музее, уже третьей (первые две охватывали 1920-е годы), представлено 100 фотографий как раз 1930-х годов и до 1941 года — как уже ставшие классикой («Экспресс», «Трактор и самолет», «Киевский вокзал»), так и совершенно неизвестные, отпечатанные с негативов из семейного архива специально к этому событию.

Василий Шухаев (1887–1973) — один из самых ярких представителей неоклассики в русском искусстве начала ХХ века, который остался верным принципам старых мастеров в эпоху, когда главным трендом был эксперимент. После учебы в Академии художеств в Петербурге Шухаев уехал на двухгодичную стажировку в Италию, где его неоклассическое кредо сформировалось окончательно. Там был написан, кстати, и его знаменитый автопортрет «Арлекин и Пьеро» (1914), совместно с другом и единомышленником Александром Яковлевым. Выставка в Московском музее современного искусства охватывает весь творческий путь художника: живопись и рисунки сангиной, эскизы к несохранившимся картинам итальянского периода, театральные эскизы и книжную графику. Помимо известных произведений из музейных собраний, там впервые представлены неизвестные или забытые работы.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+