18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Николай Панитков: «Бывает, увидишь доску старую и чувствуешь, что там что-то есть...»

Художник и коллекционер рассказал нам о своем увлечении русской иконой

Как вы начали собирать иконы?

Мой брат дружил с интересными людьми. С Эдуардом Лимоновым, например, с Виталием Стесиным. Виталик позвал меня в бригаду, которую собирал для поновления трапезной в Загорске. В 1971 году поместный собор РПЦ собирался на переизбрание патриарха (тогда умер Алексий I) в Троице-Сергиевой лавре. Реставрация требовала расчистки, долгих работ, а тут нужно было поновить за неделю. Там собрались практически все несогласные шестидесятники — художники, пострадавшие в начале 1960-х из-за выставки в Манеже и последовавшего изгнания из вузов художников-формалистов. Так я познакомился с художником Лешей, Алексеем Лобановым. Он жил в районе трех вокзалов в двухэтажном старом доме, где у него висели иконы, целый угол. А я и не видел до этого икон никогда.

Это один из художников, расписывавших лавру?

Да. Он меня познакомил с христианством и позже стал моим крестным. У него был иконостас, подобранный из случайных вещей. Там был роскошный Спас XVI века — это сейчас я понимаю, тогда я не очень понимал. Мощный рублевский тип Спаса, оплечный, под олифой, в идеальной сохранности. Вещь, которая впечатлила меня сразу. Еще у него были такие «девятнашечки» простые. Он мне рассказал общие сюжеты, христианские мотивы, которые встречаются на иконах. Через Лешу, через двор его дома, такой поленовский дворик, я познакомился со всей подпольной диссидентской московской жизнью. Там я прочитал рукопись «Москва — Петушки» с авторскими правками, встречал Анатолия Зверева, Юрия Мамлеева. Были там и коллекционеры. На пример, Алик Русанов. У него была квартира на Полянке, там висели все «лианозовцы». Он был коллекционером, а работал электриком,  то есть такой русский интеллигент. Любил компании собрать выпить, стихов знал огромное количество.

Были ли там коллекционеры икон?

С иконами приключилась любопытная история. Мой отец собирал марки и переписывался со всякими филателистами. И вдруг он привозит какого-то дядьку военного с тремя иконами и говорит: «Он предлагает поменять марки на иконы. Посмотри: тебе, может, что-то надо?» И я вижу, что у него XVIII века «Сошествие во ад», какая-то лаковая (как новая, похожа на подносы расписные) с врезанной серебряной иконкой Божьей Матери и еще одна, Богоматерь типа Тихвинской. Доска старая, грубо намазана, но у меня хватило ума понять, что под ней что-то есть. И вот с ней я побежал сразу к художнику, другу моего брата — он небольшой был мастер, но представление о реставрации имел. В общем, по моим сегодняшним знаниям, это оказалась Параскева Пятница конца XVI века. Тут прибежал Стесин, который знал пол-Москвы, посмотрел на икону, сказал: «Забираю. Покажу Шварц­ману, а то вы тут все испортите», — и увез ее.

Кто такой этот Шварцман?

Михаил Матвеевич Шварц­ман, знаменитейший художник, левый. Ознакомиться с его творчеством в полном объеме мне удалось уже в конце 1990-х годов на персональной выставке в Третьяковке. Он преподавал в Художественном училище памяти 1905 года промышленную графику, коллекционировал иконы. Так вот, звонит Стесин и говорит: «В общем, Михаил Матвеевич берет твою икону, а за это поучит тебя реставрировать иконы, и вообще будет тебе очень полезно с ним пообщаться». Он жил в районе Курского вокзала: старинная мебель, испанский сундук, иконы. Видно было, что человек в иконах понимает. Он мне многое рассказал: технологию иконописи, про свои иконы и свои картины, ввел в курс дела.

А кто вообще собирал иконы в то время?

Иностранцы — дипломаты, работавшие в Москве, — посещали мастерские художников, чтобы что-то купить, но еще они интересовались иконами. Они не были коллекционерами и любителями икон, они вывозили потому, что можно было купить икону за 50 руб., а выставить на аукционе за $1,5 тыс. Были, конечно, и люди, которые для себя покупали, но в основном это была коммерция. Ну и развлечение для жен дипкорпуса — сходить к художнику: особая атмосфера, полуподвал, картины, какие-то бородачи водку пьют, огурцами закусывают. Такого нигде не найдешь. Экзотика. 

Русская икона была раскручена при помощи Игоря Грабаря и советской власти в конце 1920-х годов показом выставок на Западе. И они знали, что икона — ценная вещь. И спрашивали у художников: нельзя ли достать иконы? Многие разбирались и покупали XV, XVI, XVII века. Так на Запад пошел поток в чемоданчиках, поскольку у них была дипломатическая неприкосновенность.

Был целый рынок. Подпольный, конечно. Они и серебро вывозили, и другой антиквариат, и живопись, и вещи фирмы Фаберже, с клеймами. Это реальная история, когда у родственников купили настоящие клейма Фаберже и ляпали на любое старое серебро.

А кроме иностранцев, кто собирал?

Был недолго такой класс коллекционеров-интеллигентов, как писатель Владимир Солоухин. Были инженеры, которые ездили на шабашку со стройотрядами и там забредали в какие-то дебри или ходили в походы в северную глухомань, бабки им что-то показывали, они вывозили. Иногда они не могли вывезти большую икону, тогда пилили ее. Есть такие распиленные на две-три части иконы. Это не контрабанда, это просто было не вывезти большую доску с байдарками. Но такие коллекционеры в конце концов выдыхались, потому что на зарплату 120–130 руб. не разгуляешься, а обязательно придет какой-нибудь человек с пачкой денег и скажет: «Продай». Ну, поторгуются и продадут.

Как удавалось находить и приобретать иконы в этой ситуации? Ведь трудно было конкурировать с иностранными дипломатами. 

К этому рынку, конечно, сразу присосались фарцовщики. Кстати, из их среды вышли известнейшие современные коллекционеры икон. Они валютой в основном занимались, но и иконами тоже, так что иконы стали расти в цене. Мне повезло найти что-то стоящее только один раз, когда я икону отдал Шварцману. Потом ничего подобного долго не было. Как-то я познакомился с одним из тех энергичных людей, которые ездили по деревням и привозили кучу всякого старинного хлама — того, что можно было продать потом фарцовщикам. Тогда мне и удавалось что-то достать: когда был такой привоз из провинции на машине и надо было быстро выявить перспективное. Бывает, увидишь доску, иконка так себе, но чувствуешь, что там что-то есть, выкупишь рублей за 50, потом сидишь чистишь… Цены-то ощутимые: 50 — не 3 руб., не за бутылку водки. В течение долгого времени я коллекцию собрать не мог. Что-то уцеплю, расчищу, отреставрирую, а потом денег нет — приходилось что-то менять, что-то продавать.

А как вы стали собирать иконы с изображениями городов и монастырей? 

Я уже собирал иконы некоторое время, но, как пойдешь в музей, что-то подобное обязательно увидишь. Другое дело, когда на иконе есть изображение какой-то архитектуры — целое пространство. Я, честно говоря, думал, что эта область богаче, что много cеверных икон с изображением местночтимых святых. Я рассчитывал на большее количество подобных икон, но их нет, их не писали и не нужны они были никому. Потому что нужны были Никола, Казанская Богоматерь — кому молились, в общем. Но совсем традиционная иконография меня не устраивала. В каталоге описано 90 икон, а всего у меня их 93.

Материалы по теме:
Выставки месяца в Москве
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+