18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Стокгольме присудили Премию Каспера Салина

Накануне карантина Шведская ассоциация архитекторов наградила самой престижной в Северной Европе премией — за лучшие реализованные проекты в семи номинациях

На ArkitekturGala награждали за большую архитектуру, интерьерный дизайн, городской мастер-план, ландшафтный дизайн, решение транспортных проблем, архитектурную критику и проекты молодых архитекторов.

Самая престижная номинация — за большую архитектуру — носит имя Каспера Салина (1856–1919), главного архитектора Стокгольма с 1898 по 1915 год. Собственно, с нее в 1962 году и началась традиция чествовать зодчих и дизайнеров. Постепенно увеличилось количество номинаций и географический охват: к соревнованию начали допускать представителей Дании и Норвегии, тем более что в скандинавском мире архитекторы и дизайнеры часто работают в соседних странах и определить принадлежность проекта непросто. Рассказываем о самых важных победах.

В этом году Премию Каспера Салина получило бюро Malmström Edström Architects за проект жилого комплекса Riksbyggens Brf Viva в Гетеборге. Напоминающий европейский модернизм 1960-х годов, этот комплекс соединил множество революционных технологий и имеет высшую экологическую сертификацию. Его отлили из экологического бетона, производство которого на треть меньше загрязняет атмосферу углекислым газом. Для сохранения энергии от солнечных батарей здесь используют аккумуляторы старых автобусов. Бытовой расход энергии составляет всего 65% от среднего по региону. В комплексе есть террасный зимний сад и вообще много мест для совместного досуга. Проект наградили «за создание фантастической жилой среды в месте, которое казалось для этого совершенно непригодным».

В номинации «За лучший интерьерный дизайн» наградой отмечен Герт Вингорд с отелем Blique by Nobis. Первоначально это был склад компании Philips, построенный в 1931 году Сигурдом Леверенцем (1885–1975), классиком шведского модернизма, прославившимся церквями и некрополями. Склад Philips тоже отличался суровой экспрессией: никаких украшений, кроме маленьких квадратных окон на фасаде. Приспосабливая его под отель, Вингорд деликатнейшим образом подошел к наследию предшественника: сохранил в номерах чистые бетонные стены, дополнив их металлическими рельсами для крепления мебели и освещения; в публичных помещениях не стал закрывать воздуховоды и прочие технические сети навесными потолками, оставив их на виду; не тронул даже квадратные окна на фасаде, хотя, казалось бы, эти квадраты хороши для склада, но не для отеля. За умение найти общий язык с архитектурой прошлого и усилить ее достоинства Вингорда и наградили.

Зрительским фаворитом в номинации «Ландшафтная архитектура» был Мемориал жертвам цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии, открытый в Стокгольме. Географически далекая трагедия унесла жизни 30 тыс. шведов и воспринимается в Швеции как горе национального масштаба. Датская художница Леа Порсагер, работающая на стыке науки, искусства, феминизма и эзотерики, создала поэтический ландшафт «Гравитационные волны». Она вдохновлялась теорией Эйнштейна — в мемориальном парке время и пространство сходятся воедино и расходятся врозь. Одновременное присутствие земли, воды, неба в пейзаже напоминает о неразрывной связи человека и природы.

Однако приз получил «Яктгатан и Лёвенсгатан» — бульвар для прогулок в квартале новостроек, проект бюро Andersson Jönsson Landskapsarkitekter. На полосе шириной 25 метров и длиной в несколько километров, идущей вдоль автомобильной дороги, насыпали газон, высадили кустарники и деревья, поставили скамейки. Но сделали все эти нехитрые манипуляции максимально творчески: разработали форму лавочек и уличных светильников, подобрали японский багрянник, магнолию, анемоны, рудбекию и другие растения так, что бульвар меняет цвета и остается красивым круглый год.

Приз за архитектурную критику вручен кинорежиссеру Фредрику Герттену и репортеру Лейлани Фархе за документальный фильм «Толкай» (Push) о праве на жилье. В наше время крупный бизнес получает все больший контроль над устройством и жизнью городов. Малоимущих вытесняют из центральных районов, и на месте их жилья строят дома для богатых. Становится все больше бездомных, но при этом целые кварталы остаются необитаемыми, потому что их рассматривают как финансовый инструмент — предмет инвестиций. Со сдержанным гневом авторы фильма раскрывают циничную игру финансовых компаний и ее разрушительные последствия.

ArchitekturGala в очередной раз расставил точки над i. Мы увидели, что Грета Тунберг — это не странная, непонятно откуда и как возникшая на мировой сцене девочка, а глашатай скандинавского общества в целом. В Скандинавии живет 21 млн человек, и большинство из них всерьез озабочены экологическими проблемами и будущим Земли. Поэтому и работа архитекторов тут нацелена на максимально бережное отношение к природным ресурсам и создание устойчивой, комфортной, безопасной среды. Эта позиция сделала понятие «шведский стиль» мировым брендом и трендом. Когда в Москве или Нью-Йорке строят комфортное жилье, чтобы подчеркнуть его современность и удобство, его называют «в шведском стиле». На фоне скандинавской точечной застройки футуристические проекты а-ля Заха Хадид или Норман Фостер выглядят как дискотека 1990-х — броско, но ненадолго. Если они и останутся памятниками, то не гуманистическим архитектурным теориям, а чрезмерным амбициям.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+