18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гробницу Фридриха III в Вене исследовали с помощью видеокамер

Захоронение правителя Священной Римской империи в венском соборе Святого Стефана, единственная неразграбленная императорская гробница, до сих пор не изучалось

Венский Музей истории искусств опубликовал итоги исследовательского проекта, посвященного захоронению императора Фридриха III (датировка — между 1467 и 1515/1517 годами). Эта гробница в интерьере венского кафедрального собора оставалась единственным из 14 позднесредневековых захоронений, которое никогда не было разграблено или просто вскрыто, поэтому оно представляет значительный интерес для исследователей. В 2013 году началось изучение гробницы. Через крошечное отверстие в стене саркофага внутрь была помещена небольшая камера, с помощью которой обследовали могилу императора. Проектом занимались три сотрудника музея: Катя Шмиц — фон Ледебур, Хайнц Винтер и Франц Кирхвегер. И вот наконец опубликованы фотографии найденного, а также наиболее важные выводы, сделанные при обследовании могилы.

На фотографиях можно увидеть положенные на гроб погребальные регалии: корону, скипетр, державу, — изучить роскошные ткани, закрывающие тело, уникальный керамический гроб, монеты, использовавшиеся при погребальном обряде. Исключительно интересны большие позолоченные металлические таблички с надписями, на которых отмечены достижения Фридриха III и его сына Максимилиана I, завершившего гробницу отца и похоронившего его там в 1513 году. О том, чтобы разобрать мавзолей и вскрыть могилу по-настоящему, речи не идет: ученые боятся, что каменные детали весом в несколько тонн могут повредить содержимое. C помощью манипуляторов также удалось взять пробы керамической плитки с гроба и фрагменты тканей, их подвергли химическому анализу.

О том, что именно скрыто в неразграбленной могиле Фридриха III, долгое время шли споры. В ХХ веке даже считалось, что она осталась невскрытой только по той причине, что изначально была пустой. Чтобы проверить это утверждение, в 1969 году в стенке саркофага просверлили крошечное отверстие и с помощью зеркал и ламп были сделаны снимки, подтвердившие, что что-то внутри все-таки находится. Однако потребовалось дождаться XXI века и развития техники, чтобы начать полноценное изучение могилы.

Среди наиболее важных открытий, как отмечают кураторы проекта, надо отметить следующее. Впервые ученые получили фотографии непотревоженного погребального комплекса столь высокого культурного и материального уровня. Благодаря исследованию стало понятнее, насколько сильно заказчик гробницы, сын погребенного император Максимилиан I, а также приближенные к нему гуманисты влияли на ее оформление. Кроме того, оказалась найденной древнейшая митрообразная корона, тип которой станет таким важным для Габсбургов.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+