18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Императорская резиденция и советское стекло

№81
Материал из газеты

В реконструированной усадьбе XVIII века на Елагином острове в Петербурге кипит новая музейная жизнь, слегка замаскированная от непосвященных статусом окрестного ЦПКиО

Про Елагин остров слышали многие, но редкий турист стремится туда с той же решимостью, что в Эрмитаж или Русский музей. Во-первых, это не центр: остров расположен в 5 км от Невского. Во-вторых, на картах он значится как ЦПКиО им. Кирова, а мы-то знаем советские ЦПКиО: карусели, колесо обозрения, мороженое, громкая музыка. Между тем речь идет об изумительно сохранившейся императорской усадьбе XVIII–XIX веков — творении Джакомо Кваренги и Карло Росси, а также о 100 га исторического английского парка (пятую его часть занимают каналы и пруды), о многовековых деревьях, растущих прямо из воды, романтических аллеях и, наконец, о нынешнем прогрессивном музее, расположенном в старинном здании.

Стены

Остров и дом на нем, выкупленные в начале XIX века у обер-гофмейстера Ивана Елагина государем Александром I, стали резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Архитектор Карл Росси был призван перестроить поместье под вкусы и статус хозяйки. Проекту он посвятил пять лет жизни: не только расширил и надстроил дворец, но и перепланировал парк, возвел Кухонный корпус, Музыкальный павильон, оранжерею, конюшни, одел в гранит пристань. В едином стиле Росси оформил интерьеры дворца, и они долгое время, даже после революции, считались идеальным образцом ампира. Если прибавить к этому великолепную коллекцию мебели, не только не разграбленную, но еще и дополненную реквизированным имуществом бывших владельцев каменноостровских дач, то станет понятно, почему комплекс функционировал как Музей декоративно-прикладного искусства (Музей быта). 

Во время войны почти все его внутреннее великолепие: наборный паркет, скульптурная лепнина, колонны из оселкового мрамора, живописные арабески по стенам, разные во всех комнатах дубовые двери, — было уничтожено прямым попаданием фугаса. Елагинский дворец стал одним из первых объектов культуры, восстановленных в Ленинграде после войны. Процесс длился с 1952 по 1960 год, руководил им известный архитектор, патриарх профессии Михаил Плотников. Реставрация наших дней (она должна завершиться уже в апреле) призвана сберечь ту легендарную работу 60-летней давности. Уцелевшая коллекция мебели в музее — по-прежнему одна из лучших в городе.

В 1823 году журнал «Литературные листки» называл Елагинский дворец «храмом вкуса и великолепия», а сам остров — местом, «где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить все свое богатство». За два минувших столетия мало что изменилось — даже если ограничиться прогулкой по парку и лице­зрением дворца, уже можно получить сильное впечатление. Но у комплекса немало и других чудес.

Стекло

Имея статус музея, в 1997 году Елагинский дворец получил фантастический подарок — коллекцию и архив Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС). Более полувека это было самое передовое стекольное производство в Советском Союзе.

Возник ЛЗХС стараниями скульптора Веры Мухиной. Находясь в фаворе после успеха «Рабочего и колхозницы», она предложила правительству наладить производство художественного стекла. Еще до войны был создан экспериментальный цех, в 1950-е преобразованный в целый завод. В стране, где само слово «дизайн» было под запретом, вдруг начали выпускать изысканные стеклянные вещи: графины, кувшины, рюмки, вазы, шкатулки. Мухина требовала от мастеров «строгости, простоты, четкости, скупости». До войны именно такие пуристские вещи делал Алексей Успенский, чья гибель при артобстреле города в ноябре 1941-го стала большой потерей. В 1950–1960-е годы по чисто питерской лаконичности мгновенно узнавались работы Акнуния Аствацатурьяна, Адольфа Остроумова, Бориса Смирнова, Екатерины Яновской — последняя почти четверть века была главным художником завода. На ЛЗХС экспериментировали с технологией: использовали венецианскую нить, делали многослойное стекло, прорезанное алмазной гранью так, что оставались видны разноцветные слои. Учитывая, что хрусталь и стекло служили главными советскими сокровищами, на ЛЗХС производились «бриллианты»…

Но в 1990-е завод обанкротился и прекратил существование. Его коллекцию, более 7 тыс. единиц хранения, передали в Елагинский дворец. В 2010 году в Оранжерейном корпусе открылся Музей стекла. Он полон шедевров. Здесь можно увидеть редкую вазу «Репка» (1949) Веры Мухиной, довоенные стекольные вещи известного художника Николая Тырсы, целую витрину цветного сульфидно-цинкового стекла, парадные вазы (например, «Цветок» (1955) Лидии Смирновой), стеклянную скульптуру и многое другое.

Музей не только хранит стекло, но и изучает его. Скажем, два года назад здесь прошла выставка «Эстонский круг ЛЗХС», посвященная творчеству Лейды Юрген, Хелле Пыльд и Пильви Оямаа. А по постоянной экспозиции можно проследить эволюцию стекольного дела в СССР. Движение шло от дизайна к декоративно-прикладному искусству. К концу 1980-х массовое производство и художники оказались окончательно разведены: промышленность выпускала скучный стандарт, а художники делали арт-объекты для выставок.

Одним лишь музеем дело не ограничилось. В 2018-м на Елагином острове заработала стекольная студия, где преподают молодые выпускники Академии Штиглица. Записать на мастер-класс можно и ребенка, и взрослого. Имея в распоряжении несколько плавильных печей, преподаватели показывают, как со стеклом работать, и дают ученикам шанс поупражняться. После таких практических занятий посещение музея становится на порядок более осмысленным.

Интерактивность

Подлинность антуража сочетают здесь с современным музейным подходом, предлагая не столько смотреть и благоговеть, сколько приобщаться к прекрасному через действие. В Кавалерском корпусе работают «Творческие дачи» — студии рисования, лепки, батика, мозаики. Во Фрейлинском корпусе устраиваются костюмированные балы — кринолины и камзолы можно взять напрокат. Конюшенный корпус отдан под временные выставки. Сейчас здесь открыты три экспозиции: «Снимается кино» и «Фарфоровая сказка» (до конца 2020 года), «Барон Мюнхгаузен — король лжецов» (по 30 июня). На каждой из них есть подлинные произведения искусства: мебель XIX — начала XX века, жанровая фарфоровая пластика, старинные гравюры. Но экспозиционный дизайн — самый что ни на есть современный: есть места, чтобы посидеть, полежать, посмотреть мультик на мониторе, отгадать викторину, нарисовать героя, сделать селфи. При этом посетители видят в трехметровых окнах английский парк и подымаются по высоким — где каменным, где чугунным — лестницам. То есть окружение все равно воспитывает и обязывает. 

Прибавьте к этому парковые забавы: елку на Рождество, масленичные гулянья (самая большая поляна в парке издавна называлась Масляным лугом), фестиваль тюльпанов весной и Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк» летом (в 2020-м он пройдет в 21-й раз), — и станет ясно, что Елагинский дворцово-парковый комплекс — исключительное место в Питере. Нетрудно понять, почему о нем мало знают туристы, — петербуржцы берегут его для себя. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+