18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство ГДР амнистировали

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Под Берлином открылся архив, где 25 лет хранилось более 23 тыс. работ, созданных по заказу компартии

Вернер Тюбке. «Портрет Гизелы Шульц». 1969. Фото: Kunsthandel Lehr, VG Bild-Kunst Bonn 2019
Вернер Тюбке. «Портрет Гизелы Шульц». 1969.
Фото: Kunsthandel Lehr, VG Bild-Kunst Bonn 2019

После воссоединения Германии в 1990 году Георг Базелиц так высказался о своих коллегах: «Художники ГДР — всего лишь пропагандисты режима, просто идиоты». Его слова были созвучны мнению руководства музеев, что обрекло восточногерманских художников на десятилетия забвения. Выходцы из ФРГ заняли большинство ведущих постов в музеях бывшей ГДР, а коллекции оттуда отправились в хранилища.

Картины, скульптуры, рисунки, гравюры и фотографии, заказанные властями ГДР, были изъяты из общественных пространств. Двадцать пять лет 23 тыс. работ из Берлина, земель Бранденбург и Мекленбург — Передняя Померания пылились на складе Бурга-Бескова, в 95 км от Берлина. Лишь в 2015 году началась опись коллекции. Теперь работы перевезли в новое помещение с современной системой кондиционирования. «Впервые мы можем как следует позаботиться о собрании, — говорит директор архива Флорентин Надольни. — Но главное — мы наконец-то можем его выставлять!»
Просторное и хорошо оборудованное хранилище построили на грант в размере €300 тыс., выделенный в рамках Invest Ost — программы для художественных институций Восточной Германии. После открытия в мае здесь провели экскурсии для более чем тысячи посетителей. Помимо восточных немцев, стремящихся увидеть искусство своего детства, приезжали кураторы из Сингапура и Музея современного искусства в Нью-Йорке. В планах — оцифровать коллекцию и архив и выложить их в Сеть. А недавно они помогали готовить в парламенте Бранденбурга в Потсдаме выставку «Работать, работать, работать», где показан разрыв между идеализированным образом рабочих и реалиями их жизни в ГДР.

Проект архива в Бескове — лишь часть крупной попытки реабилитировать искусство ГДР, предпринятой музеями и арт-рынком. Так, в 1994 году директор Новой национальной галереи в Берлине подвергся жесткой критике за выставку работ художников из ГДР, а в прошлом году в Германии их творчеству были посвящены сразу две экспозиции. «Точка невозврата» в Лейпциге исследовала искусство бывшей ГДР до и после падения Берлинской стены, а в Дюссельдорфе Кунстпаласт организовал выставку «Утопия и упадок», посвященную самым ангажированным художникам из Восточной Германии и тем, кто противостоял режиму. Коллекционер искусства ГДР миллиардер Хассо Платтнер выставлял свое собрание в 2017 году во дворце Барберини в Потсдаме, а сейчас готовит для него здание.

Вольфганг Маттойер. «О, Каспар Давид». 1975. Фото: Marc Autenrieth
Вольфганг Маттойер. «О, Каспар Давид». 1975.
Фото: Marc Autenrieth

Идеологические обвинения работавших на режим в значительной степени стихли, без страха перед коммунизмом выросло целое поколение, и ему интересно, что произошло в период после окончания Второй мировой войны до объединения Германии. В Лос-Анджелесе 42-летний коллекционер Джастиниан Джэмпол даже основал Wende Museum (Wende — термин, обозначающий объединение Германии), посвященный исключительно материальной культуре ГДР — от портьерных тканей до грубоватой порнографии.

Сегодня наши эстетические предпочтения более разнообразны и менее схоластичны. Искусство больше не должно навязывать моральные ценности в качестве оппозиционной силы, одинаково признаны фигуративное, абстрактное и концептуальное искусство, а в бывшей ГДР, где работали четыре крайне традиционные художественные академии, знали, как вырастить настоящих мастеров-реалистов.

Еще 15 лет назад художники новой лейпцигской школы, возникшей после объединения Германии, к примеру Нео Раух, пользовались довольно большим успехом на Западе. Теперь, когда спрос на арт-рынке вырос еще больше, появился интерес к менее известным предшественникам Рауха: Вольфгангу Маттхойеру, Вернеру Тюбке и Бернхарду Хайзигу. Так, 7 декабря на торгах Ketterer Kunst в Мюнхене за картину Маттхойера «Падение Икара II» 1978 года отдали $213,25 тыс. — на $33 тыс. выше верхней границы эстимейта.

«Мы в Западной Германии, возможно, слишком часто ошибались, воспринимая искусство Восточной Германии только с политической точки зрения», — отметил в прошлом году на открытии выставки «Утопия и упадок» президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

Сегодня сложно понять, почему искусство ГДР так долго подвергалось порицанию, в отличие от ее литературы — на это обращал внимание еще Ульрих Грайнер в статье, опубликованной в Die Zeit в 1994 году после разгоревшегося скандала вокруг выставки восточногерманских художников в Новой галерее. Многое можно объяснить непримиримым академизмом современного арт-сообщества Германии («это — искусство, а это — не искусство»). В сочетании с чувством морального превосходства, возникавшим при встрече с партийными коллегами, это просто исключало возможность сотрудничества, необходимого западному арт-рынку. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+