18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дрезденская картинная галерея открывается обновленной

№81
Материал из газеты

Коллекция произведений старых мастеров, собранная саксонскими курфюрстами, снова доступна для публики после затяжной реконструкции здания Земпербау в историческом дворцовом комплексе Цвингер

В последний день високосной зимы, 29 февраля, наконец открывается музейный комплекс Цвингер в Дрездене. Его реконструкция, которая обошлась в €49 млн, полностью завершена. Событие это можно назвать более чем долгожданным, поскольку официальный рестарт Дрезденской картинной галереи старых мастеров, расположенной в Цвингере, в здании Земпербау, откладывался уже дважды — в декабре 2018 года и в декабре 2019-го. Правда, во втором случае перенос открытия следует расценивать, скорее, позитивно: в последний момент музею удалось привлечь дополнительные €600 тыс. из частных средств, и на эти деньги во всех выставочных пространствах Земпербау установлено акцентированное освещение.

До того на протяжении семи лет неоренессансное здание середины XIX века, возведенное по проекту Готфрида Земпера, перестраивали — в два этапа, чтобы полностью не закрывать музей. Перемены коснулись почти всего: от появления новой крыши до сооружения подземного тоннеля между двумя крыльями здания. Были модифицированы системы кондиционирования и климат-контроля, смонтированы специальные микропризмы для мансардных окон, позволяющие максимально усилить и выровнять дневной свет. Однако конструктивные и технологические новации не слишком заметны стороннему глазу, а вот плоды проведенной реэкспозиции будут видны каждому посетителю.

«Мы вернулись к первоначальной идее совместного экспонирования скульптуры и живописи», — говорит Штефан Койя, директор Галереи старых мастеров и коллекции скульптуры. Такая концепция показа была здесь в XIX веке, но в 1880-х годах от нее отказались, и с тех пор скульптура присутствовала в музейной экспозиции лишь эпизодически. Теперь прежняя установка реабилитирована, причем в Земпербау сейчас скульптура соседствует не только с живописью, но и с ткаными картинами. Например, четыре расшитые золотом и серебром фламандские шпалеры XVI столетия из мастерской Питера Кука ван Альста помещены в зале-часовне прямо напротив позолоченных деревянных саксонских статуй той же эпохи.

В целом в основу новой экспозиции легли принципы хронологии и цветового разделения интерьеров. Первый этаж посвящен Античности, второй и третий — живописи и скульптуре до 1800 года. «Было важно, чтобы залы выглядели по-разному и посетителям запомнился бы каждый из них», — подчеркивает Штефан Койя. Поэтому итальянское искусство экспонируется в красных залах, немецкое и голландское — в зеленых, французское и испанское — в синих.

По словам директора музея, новая развеска подчеркивает сильные стороны коллекции. В отдельной галерее разместился венецианский колоризм, в другом зале объединены четыре десятка картин кисти Лукаса Кранаха. Со временем соберутся вместе и все работы Бернардо Беллотто. Сейчас в экспозиции представлено 17 полотен из тех 36, что хранятся в Дрездене. Остальные пока реставрируют, они должны быть готовы к 300-летию со дня рождения художника, которое отмечается в 2021 году. «Мы повесили его картины на такой высоте, чтобы зрителям казалось, будто входишь в них, — говорит Койя. — Разница между теми полотнами, что уже восстановлены, и теми, что пока нет, колоссальная».

Разумеется, видное место в экспозиции занимают главные шедевры музея — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, Дрезденский триптих Яна ван Эйка, «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта. Немалую роль в их подаче теперь играет упомянутая система освещения. Особенно в случае «Сикстинской Мадонны». «Это очень сдержанная картина, и ее просто заглушает слишком броская позолоченная рама эпохи Возрождения, — говорит Койя. — С помощью нового освещения можно расставить нужные акценты». То же самое, по его словам, справедливо и для работ Рембрандта.

В западном крыле на площадке, названной Форумом Винкельмана, будут проходить временные выставки. Предполагается, в частности, что в 2020 году Берлинская картинная галерея представит здесь проект, посвященный картине Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна», еще одному из важнейших экспонатов дрезденской коллекции. Недавно это произведение тщательно отреставрировали. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+