Василий Поленов глазами апологетов

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

К 175-­летию знаменитого живопис­ца и его ретроспективе в Третья­ковской галерее выпущен трехтом­ник «Мир Василия Поленова»

Василий Поленов. 1910-е. Фото: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, Тульская область
Василий Поленов. 1910-е.
Фото: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, Тульская область

Автор первой книги, «Россия», Элеонора Пастон называет художника «русским европейцем», уточняя: «европеец по форме, русский по содержанию», «проводник западных влияний в русской живописи, в частности в пленэре». Написанная ею биография Василия Поленова эти определения подтверждает, хотя, на взгляд неспециалиста, русского все же у автора «Московского дворика», «Бабушкиного сада» и «Заросшего пруда» значительно больше.

Эти три хрестоматийные, популярнейшие картины написаны одна за другой в 1877–1879 годах, а профессиональная жизнь Поленова оказалась долгой, и круг его творческих интересов был значительно шире. Но в тех работах он идеально воплотил свое представление о задачах художника — личную нежность передал зрителю.

«...Талантливый человек с чувством влагает, кроме внешности, внутренний свой мир, свою особенную поэзию, неуловимую и неуяснимую умом и правилами, а чувствуемую внутренним чувством и передающуюся зрителю, способному, конечно, чувствовать ее, как бы электрическим током», — эту фразу из переписки Поленова приводят и Пастон, и автор второго тома, «Европа», Татьяна Моженок-Нинэн. Вообще, повторы в трехтомнике неизбежны, каждая исследовательница вынужденно излагает одни и те же факты, каждая много цитирует самого Поленова, письма его жены и сестры, отзывы современников. Но читатель от этого чувствует себя второгодником, повторяющим пройденное.

Мир Василия Поленова. Россия. Европа. Восток / Э. Пастон, Т. Моженок-Нинэн, Е. Каштанова. В 3­-х тт. М.: Слово/Slovo, 2019.
Мир Василия Поленова. Россия. Европа. Восток / Э. Пастон, Т. Моженок-Нинэн, Е. Каштанова. В 3­-х тт. М.: Слово/Slovo, 2019.

Причем лишь в цитатах из Василия Стасова и Адриана Прахова можно найти критику работ художника. Пастон только замечает, что «Воскрешение дочери Иаира» Поленова «несколько проиграла в глубине и значительности замысла» картине Ильи Репина на тот же сюжет (для обоих это было выпускное задание в Академии художеств). А написавшая третью книгу, «Восток», Елена Каштанова сочувственно, как кажется, приводит слова богослова Михаила Дунаева о том, что в графике Поленов был сильнее, чем в живописи.

Каштанова не только шаг за шагом разбирает два путешествия Поленова на Ближний Восток с целью максимально правдоподобно написать сначала «Христа и грешницу», а потом евангельский цикл («живописцу-реалисту, ему явно не хватало „зрительских“ впечатлений»). Значительную часть своего тома она посвящает мировоззрению Поленова, сформированному сначала книгой Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», а позже «Иисусом Назарянином» Альбера Ревиля, тоже описывающего Христа как человека, но «совсем без мистики». Каштанова глубже других авторов показывает именно характер Поленова, «ненавидящего всякое насилие, как революционное, так и государственное», так что понимаешь, почему художнику был близок кроткий образ Христа и почему он так ценил Евангелие. 

«Я несказанно люблю евангельское повествование, — писал Василий Дмитриевич в 1897 году, — люблю этот наивный... рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время грандиозный конец».

Елена Каштанова называет главного героя «проповедником христианской этики» и описывает его как идеального неверующего христианина. А по прочтении всего трехтомника читатель просто не может уже не уверовать в то, что Поленов был великим художником и безупречным человеком, просто совершенством.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+