18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии

Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия

Обмен семи произведений Николая Рериха, находящихся в Сербии, на страницу из древнейшего кириллического памятника сербской письменности — Мирославова Евангелия (около 1180), оказавшегося в России, вышел на финишную прямую. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра культуры РФ Ольгу Ярилову. Договоренность об обмене культурными ценностями между Белградом и Москвой была достигнута в январе 2019 года во время визита в Сербию президента РФ Владимира Путина.

Рукопись, хранящаяся в Национальном музее Сербии в Белграде, считается национальным сокровищем и включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира». В 1840-х годах русский архимандрит Порфирий (Успенский) обнаружил Мирославово Евангелие в афонском монастыре и ввел его в научный оборот. Кроме того, он увез одну страницу из него в Россию как образец своей находки. С 1886 года эта страница хранится в петербургской Российской национальной библиотеке. Сербия долгие десятилетия обращалась с просьбами к российским властям о возвращении страницы и наконец добилась желаемого.

В свою очередь, Россия получает взамен собственные утраченные культурные ценности — что, кстати, вызывает критику в Сербии. Например, журнал Vreme пишет, что «Сербия имеет право требовать страницу от России без какой-либо компенсации с нашей стороны». Речь идет о семи произведениях Николая Рериха. В 1932 году он сам отправил их в Сербию, однако не смог увезти обратно. В 1933-м они по решению местного министра образования были переданы в Национальный музей в Белграде.

Как стало известно нашему изданию, распространяемая СМИ информация о том, что российская сторона не знала о местонахождении работ, ошибочна. Елена Дергенц, куратор коллекции зарубежного искусства Национального музея, в беседе с Vreme рассказала, что после Второй мировой войны они были частью так называемой русской комнаты в рамках постоянной экспозиции музея. О том, что картины в Югославии, у нас в стране знали еще во времена Советского Союза. Сын художника, востоковед Юрий Николаевич Рерих, заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения, который пользовался большим уважением у дипломатов СССР, поднял эту тему еще в 1950-х годах. Он очень просил вернуть «застрявшие» работы отца из Белграда, намереваясь подарить их Советскому Союзу, и из уважения к его памяти российские дипломаты работали над этим вопросом в течение последних лет.

Семь произведений Николая Рериха, о которых идет речь, относятся к раннему, «древнерусскому» периоду — это картины «Звоны» (или «Благовест») (1919), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923), «Берендеи. Деревня» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), а также «Бургустан. Кавказ» (1913) и два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921).

Куда именно поступят возвращенные в Россию работы Рериха, неизвестно. В 2019 году сообщалось, что они предназначены для филиала Музея Востока — Музея Рерихов, ситуация с которым сейчас требует вмешательства на самом высоком уровне.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+