18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии

Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия

Обмен семи произведений Николая Рериха, находящихся в Сербии, на страницу из древнейшего кириллического памятника сербской письменности — Мирославова Евангелия (около 1180), оказавшегося в России, вышел на финишную прямую. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра культуры РФ Ольгу Ярилову. Договоренность об обмене культурными ценностями между Белградом и Москвой была достигнута в январе 2019 года во время визита в Сербию президента РФ Владимира Путина.

Рукопись, хранящаяся в Национальном музее Сербии в Белграде, считается национальным сокровищем и включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира». В 1840-х годах русский архимандрит Порфирий (Успенский) обнаружил Мирославово Евангелие в афонском монастыре и ввел его в научный оборот. Кроме того, он увез одну страницу из него в Россию как образец своей находки. С 1886 года эта страница хранится в петербургской Российской национальной библиотеке. Сербия долгие десятилетия обращалась с просьбами к российским властям о возвращении страницы и наконец добилась желаемого.

В свою очередь, Россия получает взамен собственные утраченные культурные ценности — что, кстати, вызывает критику в Сербии. Например, журнал Vreme пишет, что «Сербия имеет право требовать страницу от России без какой-либо компенсации с нашей стороны». Речь идет о семи произведениях Николая Рериха. В 1932 году он сам отправил их в Сербию, однако не смог увезти обратно. В 1933-м они по решению местного министра образования были переданы в Национальный музей в Белграде.

Как стало известно нашему изданию, распространяемая СМИ информация о том, что российская сторона не знала о местонахождении работ, ошибочна. Елена Дергенц, куратор коллекции зарубежного искусства Национального музея, в беседе с Vreme рассказала, что после Второй мировой войны они были частью так называемой русской комнаты в рамках постоянной экспозиции музея. О том, что картины в Югославии, у нас в стране знали еще во времена Советского Союза. Сын художника, востоковед Юрий Николаевич Рерих, заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения, который пользовался большим уважением у дипломатов СССР, поднял эту тему еще в 1950-х годах. Он очень просил вернуть «застрявшие» работы отца из Белграда, намереваясь подарить их Советскому Союзу, и из уважения к его памяти российские дипломаты работали над этим вопросом в течение последних лет.

Семь произведений Николая Рериха, о которых идет речь, относятся к раннему, «древнерусскому» периоду — это картины «Звоны» (или «Благовест») (1919), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923), «Берендеи. Деревня» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), а также «Бургустан. Кавказ» (1913) и два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921).

Куда именно поступят возвращенные в Россию работы Рериха, неизвестно. В 2019 году сообщалось, что они предназначены для филиала Музея Востока — Музея Рерихов, ситуация с которым сейчас требует вмешательства на самом высоком уровне.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+