Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии

Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия

Лист Мирославова Евангелия. Около 1180. Фото: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Лист Мирославова Евангелия. Около 1180.
Фото: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Обмен семи произведений Николая Рериха, находящихся в Сербии, на страницу из древнейшего кириллического памятника сербской письменности — Мирославова Евангелия (около 1180), оказавшегося в России, вышел на финишную прямую. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра культуры РФ Ольгу Ярилову. Договоренность об обмене культурными ценностями между Белградом и Москвой была достигнута в январе 2019 года во время визита в Сербию президента РФ Владимира Путина.

Рукопись, хранящаяся в Национальном музее Сербии в Белграде, считается национальным сокровищем и включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира». В 1840-х годах русский архимандрит Порфирий (Успенский) обнаружил Мирославово Евангелие в афонском монастыре и ввел его в научный оборот. Кроме того, он увез одну страницу из него в Россию как образец своей находки. С 1886 года эта страница хранится в петербургской Российской национальной библиотеке. Сербия долгие десятилетия обращалась с просьбами к российским властям о возвращении страницы и наконец добилась желаемого.

В свою очередь, Россия получает взамен собственные утраченные культурные ценности — что, кстати, вызывает критику в Сербии. Например, журнал Vreme пишет, что «Сербия имеет право требовать страницу от России без какой-либо компенсации с нашей стороны». Речь идет о семи произведениях Николая Рериха. В 1932 году он сам отправил их в Сербию, однако не смог увезти обратно. В 1933-м они по решению местного министра образования были переданы в Национальный музей в Белграде.

Верхний ряд, слева направо: «Берендеи. Деревня» (1921), «Звоны» («Благовест») (1919); нижний ряд, слева направо: «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923). Фото: Vreme
Верхний ряд, слева направо: «Берендеи. Деревня» (1921), «Звоны» («Благовест») (1919); нижний ряд, слева направо: «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923).
Фото: Vreme

Как стало известно нашему изданию, распространяемая СМИ информация о том, что российская сторона не знала о местонахождении работ, ошибочна. Елена Дергенц, куратор коллекции зарубежного искусства Национального музея, в беседе с Vreme рассказала, что после Второй мировой войны они были частью так называемой русской комнаты в рамках постоянной экспозиции музея. О том, что картины в Югославии, у нас в стране знали еще во времена Советского Союза. Сын художника, востоковед Юрий Николаевич Рерих, заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения, который пользовался большим уважением у дипломатов СССР, поднял эту тему еще в 1950-х годах. Он очень просил вернуть «застрявшие» работы отца из Белграда, намереваясь подарить их Советскому Союзу, и из уважения к его памяти российские дипломаты работали над этим вопросом в течение последних лет.

Семь произведений Николая Рериха, о которых идет речь, относятся к раннему, «древнерусскому» периоду — это картины «Звоны» (или «Благовест») (1919), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923), «Берендеи. Деревня» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), а также «Бургустан. Кавказ» (1913) и два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921).

Куда именно поступят возвращенные в Россию работы Рериха, неизвестно. В 2019 году сообщалось, что они предназначены для филиала Музея Востока — Музея Рерихов, ситуация с которым сейчас требует вмешательства на самом высоком уровне.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+