18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Улица Альберта и вокруг: в сердце рижского модерна

№80
Материал из газеты

Рига — уникальный город, где каждое третье здание построено в стиле модерн. Кварталы причудливых доходных домов начала XX века расположены совсем рядом со средневековым центром города

Рига в сознании отечественного путешественника, выросшего на советских фильмах, — это прежде всего город, традиционно исполнявший роль европейской натуры. И Блуменштрассе швейцарского Берна в «Семнадцати мгновениях весны», и лондонскую Бейкер-стрит в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимали на одной и той же улице Яуниела в Старом городе (по-латышски «Вецрига»). Действительно, исторический центр Риги с выложенными брусчаткой узенькими улочками, величественным Домским собором и другими старинными зданиями представляется типичным европейским городом, сохранившим средневековый облик. Это вполне закономерно: вскоре после основания в 1201 году Рига становится преуспевающим участником Ганзы, немецкого союза торговых городов.

В XVIII веке начинается русская страница рижской истории, а во второй половине XIX века город, тогда центр Лифляндской губернии в составе Российской империи, переживает новый расцвет, связанный с индустриальной революцией. Рост благосостояния на рубеже XIX–ХХ веков сопровождался увеличением численности населения, а значит, активной застройкой, вышедшей далеко за пределы Старого города. Целые районы начали застраивать в новом архитектурном стиле, известном в России как модерн, в Германии как югендстиль, во Франции — ар-нуво, а в Австрии — сецессион. Рига считается городом с наибольшей концентрацией модерна. В этом стиле здесь построено примерно каждое третье здание.

Архитектуру модерна следует искать прежде всего в той части, которую рижане называют «тихим центром» или «посольским районом». Он расположен всего в десяти минутах ходьбы от Вецриги. К слову, и в Старом городе найдется немало интересных зданий в стиле модерн. Прогулявшись по той самой улице Яуниела, запечатленной в советском кино, а также по улицам Калею и особенно Смилшу, а также на самой Домской площади вы найдете немало творений Пауля Мандельштама, Константина Пекшенса и других местных архитекторов модерна.

Из особенностей рижского модерна, сближающих его с петербургским и вообще североевропейским вариантом стиля, можно отметить лаконичное и даже скудное оформление внутренних помещений и в особенности задних дворов при внешней декоративности — насыщенности и порой избыточности деталей на фасаде. 

Однако если все же вый­ти из Вецриги и пройти до памятника Свободы, установленного в 1935 году (сам монумент — прекрасный образец стиля ар-деко), и чуть дальше по бульвару Бривибас, а затем свернуть на бульвар Калпака, то тут стоит задержаться у здания Академии художеств, построенного по проекту Вильгельма Бокслафа в 1902–1905 годах в модном тогда стиле кирпичной готики. Войдя внутрь (на втором этаже обычно развернута выставка-продажа работ студентов), можно полюбоваться роскошными витражами на лестнице.

Затем, свернув с бульвара направо и постепенно углубляясь внутрь квартала по улицам Антонияс, Элизабетес или Стрелниеку, вы попадете в самое сердце рижского модерна. Здесь расположена улица Альберта, которую так полюбили рижские миллионеры рубежа XIX–ХХ веков. Дома для них строил, пожалуй, самый знаменитый и самый скандальный рижский архитектор той эпохи Михаил Эйзенштейн, отец советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Строго говоря, Эйзенштейн архитектором не был. По образованию он гражданский инженер, по роду занятий — преуспевающий государственный служащий, а архитектура была, скорее, его хобби, которому он отдал более десяти лет, с 1897 по 1911 год. Практически все здания (преимущественно доходные дома), построенные по его проектам, располагаются на участке, выкупленном его другом, богатым рижским юристом Андреем Лебединским. 

Поражает небывалое даже для модерна обилие декоративных элементов на фасадах здешних зданий (улица Альберта, 2а, 2, 4, 6, 8, и улица Элизабетес, 33 и 10б): маскароны, невиданные в природе животные, атланты и кариатиды, растительные орнаменты, шпили, кружевные балконы и балюстрады, барельефы… Воплощенные в камне и гипсе вода и пламень буквально сталкиваются и вступают в схватку на фасадах его зданий. Стиль Эйзенштейна ругали современники, да и от историков архитектуры ему впоследствии досталось, но именно его творения считаются визитной карточкой рижского модерна. 

Однако ограничивать описание рижского модерна лишь постройками Эйзенштейна было бы несправедливо. Наряду с таким предельно декоративным вариантом можно выделить, например, более рациональный «вертикальный» стиль, а также «национально-романтический». Наиболее удачные попытки синтезировать модерн с латышским эпосом демонстрируют постройки Эйжена Лаубе. Его ранняя работа — доходный дом на улице Альберта, 11 (1908), уже содержит основные характеристики стиля: увлечение природными материалами, использование этнографических элементов декора. Архитектурный облик Риге в итоге придал именно Лаубе, который позже, во времена Первой Латвийской Республики, был практически правительственным архитектором. Почти массовую застройку города зданиями в его узнаваемом стиле можно увидеть, например, прогулявшись по улице Бривибас и вообще по основным магистралям Риги. 

Еще один представитель национально-романтического направления — Константин Пекшенс. В доме 12 по улице Альберта, построенном архитектором для себя и своей семьи в 1903 году (в проектировании также участвовал Лаубе), находится музей «Центр рижского югендстиля». Угловая башня здания (один из характерных для Пекшенса элементов) служит одной из доминант этого насыщенного модерном квартала, а главное украшение дома — спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. Посещение музея обычно служит завершающим аккордом экскурсионного маршрута по памятникам рижского модерна.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+