18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Харинг и Баскиа снова вместе

№80
Материал из газеты

Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне

Кит Харинг (1958–1990) и Жан-Мишель Баскиа (1960–1988) родились с разницей в два с половиной года и оба ушли из жизни молодыми: Кит — в 31 год, Жан-Мишель — в 27. Жили в Южном Манхэттене в Нью-Йорке в ­1970–1980-е. Оба работали с Энди Уорхолом, были диджеями, дружили и соперничали друг с другом. И тому и другому на первых порах стенами галерей служили улицы и нью-йоркская подземка. На момент смерти оба уже были знаменитостями.

Австралийский куратор Дитер Буххарт не перестает недоумевать, почему при таком количестве параллелей до его выставки в Мельбурне не было ни одной, посвященной тому, что сближало и разделяло творчество этих мегазвезд современного искусства, оставивших, несмотря на раннюю смерть, обширное наследие. «Это действительно первая выставка, объединившая двух этих художников, — говорит куратор. — Я давно хотел ее сделать, потому что Харинг и Баскиа были близкими друзьями и в то же время соперниками, а значит, старались стать лучше, соревнуясь друг с другом». 

Буххарт до сих пор помнит тот день, когда в 1980‑е один из его одноклассников вернулся из Нью-Йорка с работами Харинга на бумаге. Он случайно встретил художника, гуляя по Манхэттену, и тот подарил ему несколько своих рисунков. Уже тогда они произвели на Буххарта, который считается одним из лучших экспертов по творчеству Харинга и Баскиа, сильнейшее впечатление. 

В 1980-е Манхэттен был совсем не тем фешенебельным районом Нью-Йорка, каким является сегодня. По словам куратора, это была, скорее, «зона боевых действий», тем не менее привлекавшая начинающих художников дешевым жильем. Именно там Харинг создал своих знаменитых персонажей — лающую собаку и сияющее дитя, а Баскиа разрабатывал свои фирменные символы и мотивы. Искусство и того и другого было тесно связано с политикой, жизнь обоих унесли две «чумы» их времени: Харинг умер от СПИДа, Баскиа — от наркотиков.

Может показаться, что Мельбурн слишком экзотическое место для такой выставки. Но куратор напоминает, что да, Баскиа не был в Австралии, зато Харинг создал роспись для стеклянного фасада Национальной галереи Виктории, недавно отреставрированную. К тому же это не первая выставка музея, посвященная двум художникам: в 2015–2016 годах здесь показали вместе Энди Уорхола и Ай Вэйвэя. «Такой формат в этих стенах смотрится естественно», — говорит Буххарт, собрав для проекта 300 работ. 

Наследием Баскиа занимается его семья. Харинг же успел основать фонд, приславший на выставку 40 произведений. По воспоминаниям президента фонда Гила Васкеса, дружившего с Харингом, тот был «большим поклонником» Баскиа и держал в спальне его работу «Стирание лица» («Смерть Майкла Стюарта») 1983 года. Архив Харинга включает библиотеку, вырезки из газет, каталоги, одежду, фотографии, письма, музыкальные диски и досье на интересовавших его людей, среди которых был и Баскиа. «Харинг оставил черновики текстов о Жан-Мишеле, которые писал после его смерти», — рассказывает хранитель архива Анна Гертон-Уочер.

Национальная галерея Виктории
Кит Харинг, Жан-Мишель Баскиа. Пересекающиеся линии
До 11 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+