18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма

№80
Материал из газеты

На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний

Ленинградскому искусству был строго прописан экспрессионизм. «Врачами», которые выдали рецепт, стали умышленность города на зыбкой болотистой почве, активное городское мифотворчество, начиная c пушкинского «окна в Европу», бесконечные революции — реальные и мнимые — в жизни и искусстве, «ленинградское дело», латентная антисоветская фронда. 

Разумеется, речь идет в основном о неофициальной культуре, от «арефьевского круга» до «Новых художников» во главе с молодым Тимуром Новиковым, еще не впавшим в ересь неоакадемизма. Хотя бывали замечательные исключения, например Евсей Моисеенко, академик, лауреат, Герой Социалистического Труда. 

Чтобы показать многообразие ликов ленинградского экспрессионизма, потребовалось собрать более 200 произведений 60 художников из петербургских музеев и частных коллекций. Большая кураторская коман­да Русского музея разделила местный экспрессионизм на блокадный, послевоенный, «в городской жизни» (читай: «арефьевцы» — и это главный раздел выставки), абстрактный, мистический и неоэкспрессионизм. В этом совсем не прокрустовом ложе удобно расположилась едва ли не вся история ленинградского искусства.

Действительно, за блокадную часть отвечают пейзажи Александра Русакова и Бориса Ермолаева, пронзительная акварель «В блокаду» «филоновки» Татьяны Глебовой, рисунок «Ночь под Новый год» Александра Никольского.

Послевоенный раздел начинается ранними пейзажами Александра Арефьева «Белые ночи» и «Двое на дороге», логично продолжаясь тоже ранним и малоизвестным «Матросом» из железа Константина Симуна. В городской жизни уже хрестоматийным стал «Алый трамвай» Владимира Шагина, который связывают с одно­именным стихотворением дружившего с художниками ленинградского поэта Роальда Мандельштама (1932–1961). Но есть там и превосходная картина Веры Яновой «Старокалинкин мост». Художница при жизни не выставлялась публично, ее открытие случилось в последние годы. Дальше все довольно очевидно. Абстракцию прочно занял Евгений Михнов-Войтенко со своими «тюбиками». Мистика принадлежит Владимиру Стерлигову с дивным автопортретом «Здравствуйте» с парящей над головой шляпкой и художниками его круга. «Новые» завершили ХХ век буйных красок «Концертом» Ивана Сотникова и «Петром I на коне» Олега Котельникова, который возвращает к умышленности Петербурга и его болотам.

Государственный Русский музей
Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины — второй половины ХХ века
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+