18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма

№80
Материал из газеты

На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний

Ленинградскому искусству был строго прописан экспрессионизм. «Врачами», которые выдали рецепт, стали умышленность города на зыбкой болотистой почве, активное городское мифотворчество, начиная c пушкинского «окна в Европу», бесконечные революции — реальные и мнимые — в жизни и искусстве, «ленинградское дело», латентная антисоветская фронда. 

Разумеется, речь идет в основном о неофициальной культуре, от «арефьевского круга» до «Новых художников» во главе с молодым Тимуром Новиковым, еще не впавшим в ересь неоакадемизма. Хотя бывали замечательные исключения, например Евсей Моисеенко, академик, лауреат, Герой Социалистического Труда. 

Чтобы показать многообразие ликов ленинградского экспрессионизма, потребовалось собрать более 200 произведений 60 художников из петербургских музеев и частных коллекций. Большая кураторская коман­да Русского музея разделила местный экспрессионизм на блокадный, послевоенный, «в городской жизни» (читай: «арефьевцы» — и это главный раздел выставки), абстрактный, мистический и неоэкспрессионизм. В этом совсем не прокрустовом ложе удобно расположилась едва ли не вся история ленинградского искусства.

Действительно, за блокадную часть отвечают пейзажи Александра Русакова и Бориса Ермолаева, пронзительная акварель «В блокаду» «филоновки» Татьяны Глебовой, рисунок «Ночь под Новый год» Александра Никольского.

Послевоенный раздел начинается ранними пейзажами Александра Арефьева «Белые ночи» и «Двое на дороге», логично продолжаясь тоже ранним и малоизвестным «Матросом» из железа Константина Симуна. В городской жизни уже хрестоматийным стал «Алый трамвай» Владимира Шагина, который связывают с одно­именным стихотворением дружившего с художниками ленинградского поэта Роальда Мандельштама (1932–1961). Но есть там и превосходная картина Веры Яновой «Старокалинкин мост». Художница при жизни не выставлялась публично, ее открытие случилось в последние годы. Дальше все довольно очевидно. Абстракцию прочно занял Евгений Михнов-Войтенко со своими «тюбиками». Мистика принадлежит Владимиру Стерлигову с дивным автопортретом «Здравствуйте» с парящей над головой шляпкой и художниками его круга. «Новые» завершили ХХ век буйных красок «Концертом» Ивана Сотникова и «Петром I на коне» Олега Котельникова, который возвращает к умышленности Петербурга и его болотам.

Государственный Русский музей
Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины — второй половины ХХ века
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+