18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма

№80
Материал из газеты

На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний

Ленинградскому искусству был строго прописан экспрессионизм. «Врачами», которые выдали рецепт, стали умышленность города на зыбкой болотистой почве, активное городское мифотворчество, начиная c пушкинского «окна в Европу», бесконечные революции — реальные и мнимые — в жизни и искусстве, «ленинградское дело», латентная антисоветская фронда. 

Разумеется, речь идет в основном о неофициальной культуре, от «арефьевского круга» до «Новых художников» во главе с молодым Тимуром Новиковым, еще не впавшим в ересь неоакадемизма. Хотя бывали замечательные исключения, например Евсей Моисеенко, академик, лауреат, Герой Социалистического Труда. 

Чтобы показать многообразие ликов ленинградского экспрессионизма, потребовалось собрать более 200 произведений 60 художников из петербургских музеев и частных коллекций. Большая кураторская коман­да Русского музея разделила местный экспрессионизм на блокадный, послевоенный, «в городской жизни» (читай: «арефьевцы» — и это главный раздел выставки), абстрактный, мистический и неоэкспрессионизм. В этом совсем не прокрустовом ложе удобно расположилась едва ли не вся история ленинградского искусства.

Действительно, за блокадную часть отвечают пейзажи Александра Русакова и Бориса Ермолаева, пронзительная акварель «В блокаду» «филоновки» Татьяны Глебовой, рисунок «Ночь под Новый год» Александра Никольского.

Послевоенный раздел начинается ранними пейзажами Александра Арефьева «Белые ночи» и «Двое на дороге», логично продолжаясь тоже ранним и малоизвестным «Матросом» из железа Константина Симуна. В городской жизни уже хрестоматийным стал «Алый трамвай» Владимира Шагина, который связывают с одно­именным стихотворением дружившего с художниками ленинградского поэта Роальда Мандельштама (1932–1961). Но есть там и превосходная картина Веры Яновой «Старокалинкин мост». Художница при жизни не выставлялась публично, ее открытие случилось в последние годы. Дальше все довольно очевидно. Абстракцию прочно занял Евгений Михнов-Войтенко со своими «тюбиками». Мистика принадлежит Владимиру Стерлигову с дивным автопортретом «Здравствуйте» с парящей над головой шляпкой и художниками его круга. «Новые» завершили ХХ век буйных красок «Концертом» Ивана Сотникова и «Петром I на коне» Олега Котельникова, который возвращает к умышленности Петербурга и его болотам.

Государственный Русский музей
Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины — второй половины ХХ века
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+