18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Осторожно: фальшивки и нечистые на руку дилеры!

№80
Материал из газеты

Почему в последнее время так много скандалов с подделками и аферами в сфере искусства

Прошлый год оказался особенно урожайным на скандалы вокруг фальшивых произведений искусства и судебные иски, связанные с непорядочным поведением арт-дилеров. В самом конце 2019 года в Бельгии были арестованы коллекционеры российского происхождения Игорь и Ольга Топоровские. Они подозреваются в мошенничестве, отмывании денег и торговле краденым. Имя Топоровских стало известным благодаря скандалу, вспыхнувшему в январе 2018 года. Причиной его была выставка в Музее изящных искусств Гента, где были представлены работы самых дорогих русских художников ХХ века, в том числе Казимира Малевича и Василия Кандинского, из собрания основанного Топоровскими Фонда Дилегем. Более двух десятков ранее никому не известных произведений русских авангардистов вызвали серьезные подозрения у российских и европейских искусствоведов, которые выступили с открытым письмом. В результате выставка поддельного русского авангарда была досрочно закрыта, а директор музея Катрин де Зегер отстранена от работы. На этот раз арест (пока сроком до 20 января) стал следствием уголовной жалобы, которую более полутора лет назад подала группа международных арт-дилеров и коллекционеров из США, Великобритании и Европы.

Список историй, связанных с фальшивками, продолжает Джеймс Стант, фамилия которого не зря переводится с английского как «трюк» или «фокус». Живущий в Лондоне торговец золотыми слитками и плейбой одолжил 17 картин для Дамфрис-Хауса — расположенной в Эршире штаб-квартиры благотворительной организации принца Чарльза. Впоследствии выяснилось, что по меньшей мере три из них — пастиши, написанные на кухонном столе в Калифорнии копиистом Тони Тетро в стиле Клода Моне, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Перед тем как передать полотна во временное пользование в Дамфрис-Хаус, Стант предпринимал безуспешные попытки продать «Моне» за £20 млн и взять ссуду под залог картин. Сейчас их уже увезли в Шотландию — без сомнения, краснея от стыда.

Колоссальные цены на Амедео Модильяни привели к очередному скандалу: не менее 21 картины с выставки 2017 года во Дворце дожей в Генуе признали подделками. Но с учетом того, что ценовой рекорд итальянского художника составляет целых $170 млн, соблазн попытать счастья очень велик. 

Так в чем же дело? Вне всяких сомнений, головокружительные цены на произведения искусства, в частности $450,3 млн, отданные за «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, соблазняют и изготовителей подделок, и собственников сомнительных работ испытывать удачу — и продолжать настаивать на своей правоте.

Общими во всех этих случаях оказываются попытки придать легитимность подделкам, выставив их на менее известных площадках. Стант передал свои картины в Дамфрис-Хаус. Русский авангард привезли в маленький бельгийский музей. Обратите внимание, что ни разу эти произведения не оказывались в крупных институциях — никаких Лувров и Метрополитен-музеев.

Все арт-дилеры регулярно сталкиваются с подделками. У Микеле Казамонти из галереи Tornabuoni есть список параметров, помогающий их избегать. «Прежде всего, проверяйте и произведение искусства, и его сертификат: существуют копии с подлинными сертификатами, существуют поддельные сертификаты. Проверяйте провенанс. Проверяйте информацию в фонде художника и в каталоге-резоне. Убедитесь в том, что предыдущий договор купли-продажи оформлен четко и понятно».

Одновременно появляется все больше исков о мошенничестве. В американской тюрьме сидит арт-дилер Тимоти Саммонс, признавший себя виновным в мошенничестве и хищении в крупных размерах. Он брал ссуды под залог доверенных ему произведений искусства и не выплачивал выручку собственникам, по поручению которых продавал работы. Тюремный срок в США отбывает и Эзра Човайки, который признал себя виновным по обвинениям в мошенничестве и продаже долей собственности в не принадлежавших ему картинах; в 2019 году против него был подан еще один иск от трех арт-дилеров, пытающихся добиться возвращения проданного им произведения Марка Шагала. К тюремному заключению также приговорена дилер Мэри Бун, признавшая себя винов­ной в уклонении от уплаты налогов. На лондонского дилера Иниго Филбрика в Соединенных Штатах заведено дело по заявлению трех истцов, которым дилер якобы одновременно продал одно и то же произведение. Суд Великобритании заморозил его активы в Англии и Уэльсе. Филбрик еще не ответил на выдвинутые обвинения.

Существует несколько причин того, что мы увидели такое множество подобных дел именно в 2019 году. Взвинченные цены в верхнем сегменте рынка открывают потрясающие возможности, но в то же время требуют не менее громадных финансовых вложений, и даже самые авторитетные художники не всегда продаются хорошо. Дилеры, берущие ссуды на покупку какого-нибудь «беспроигрышного варианта», могут оказаться на мели, если им не удастся быстро отбить вложенные средства. В надежде, что следующая сделка поможет покрыть убытки, они от отчаяния могут обратиться к сомнительным методам. 

Всему этому способствует непрозрачность арт-рынка, где собственники и продавцы часто настаивают на анонимности, произведения искусства хранятся во фрипортах, а сделки заключаются в обстановке секретности без надлежащего оформления. Как ни печально, в результате торговля искусством заработала себе ужасную репутацию — несмотря на то, что обманом занимаются лишь единицы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+