18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Реконструкция главного здания Пушкинского завершится в 2023 году

№80
Материал из газеты

Пушкинский музей через пару лет обещают закрыть на реконструкцию. Официальная дата завершения строительства в главном здании — 2023 год

Осенью прошлого года Государственный музей изобрази­тельных искусств им. А.С.Пуш­кина показал журналистам подземную часть своего будущего депозитария, которая заглублена в землю на 16 м. Общая площадь депозитария составит около 20 тыс. кв. м — 3 этажа под землей и 5 на поверхности. После того как это сооружение, строительство надземной части которого еще не началось, будет завершено — а планируется это на 2021 год, — жизнь Пушкинского изменится в корне. В 2022 году в новый Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ) начнут переезжать фонды хранений, научные отделы и мастерские, пока разбросанные по разным зданиям. Кроме того, в новые хранилища временно переместят и всю движимую постоянную экспозицию из главного здания (для крупногабаритных экспонатов, не подлежащих транспортировке, будут выстроены защитные конструкции на местах). После чего в опустевшем доме искусств начнется реконструкция — ее старт намечен на 2022 год.

Как рассказывает директор музея Марина Лошак, реконструкция, помимо прочего, позволит решить многие проблемы, связанные с комфортом посетителей. В архитектурном бюро «Меганом», которое занимается возведением ДРВЦ и других «подземелий» под музейным кварталом, нам поведали о том, что именно суждено пережить дворцу, возведенному в 1912 году по проекту Романа Клейна. По словам руководителя бюро Юрия Григоряна, здание находится в очень хорошем состоянии: строили его на совесть, с применением лучших материалов и технологий своего времени. Один из немногих элементов, которые можно сегодня улучшить, — негерметичные оконные рамы, из-за которых в залах трудно поддерживать нужный климат. Пока идет поиск решений, как сохранить старинные авторские переплеты, сместив при этом «точку росы» для устранения конденсата на стеклах в холодное время года: вставив между рамами невидимое новое стекло или как-то иначе?

Аварийными являются конструкции стеклянных потолков-«фонарей», их опорных ферм (балок) и некоторых участков перекрытий — всему этому потребуется укрепление. Интерьеры модернизировать не будут, только приведут в порядок. Марина Лошак говорит, что сохранить атмосферу главного здания — важнейшая задача, а Григорян даже пошутил: «Если когда-то в детстве вы оставили тут где-то в уголке след ботинка и при каждом визите в музей проверяете, на месте ли он, то не волнуйтесь — вы найдете свою тайную метку и после нашей реконструкции».

Экспозиция тем не менее будет модернизирована, ее проектом занимается архитектор Александр Бродский. Сюда частично вернутся слепки, гостившие в музее РГГУ и Галерее Зураба Церетели, а также ряд оригинальных объектов Древнего мира из запасников музея.

Зато ниже уровня земли развернутся колоссальные работы. Это подраздел общего плана по превращению музейного квартала ГМИИ в двухчастное пространство — надземное и подземное. Уже существует три подземных уровня депозитария, и в одном из них разместится открытое хранение, из которого, не выходя на улицу, посетители смогут попадать в подземную часть главного здания. Такие же переходы соединят главное здание с подземными этажами Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, а также еще не открытых Галереи импрессионистов и постимпрессионистов и Галереи старых мастеров. При этом, по словам Григоряна, все будет сделано настолько аккуратно и вдумчиво, что при желании можно будет не обращать никакого внимания на модернизацию и годами посещать музейный квартал, игнорируя его подземную часть.

Но вернемся к главному зданию и его нижним уровням. Во-первых, цокольный этаж, где сейчас расположены служебные помещения и фонды, избавится от этих функций и целиком будет посвящен интересам публики. Здесь устроят то, чего в сегодняшнем ГМИИ не хватает: огромные гардеробы, кафе, туалеты, магазины. И с нуля выкопают еще один этаж, в музее получивший прозвание «Цистерна» — в честь константинопольских подземных водохранилищ. Это будет громадное пространство — гигантский зал с колоннами. Здесь предполагается возможность выставить  экспонаты вдоль стен, однако ключевая функция «Цистерны» — соединять все подземные галереи квартала, быть местом схода и гуляний. В ней откроются кафе на 250 человек, лекторий на 350 мест, коворкинг и книжный магазин. Как уточняет сотрудник ГМИИ, руководитель отдела развития квартала Наталья Крутилина, зоны при необходимости можно будет объединять, и тогда «Цистерна» сможет вместить до 1,9 тыс. человек на массовом мероприятии или банкетный зал на 900 персон.

Изучение существующего фундамента главного здания уже проведено. Например, при обследовании оказалось, что пол Греческого дворика выстелен прямо по грунту, без фундаментной подложки, и этот пласт земли нужно будет сохранить. В основном фундамент у дворца искусств ленточный, однако выяснилось, что некоторые конструкции все-таки опираются на столбчатый фундамент. При переопирании здания на новый фундамент, выемке грунта и подведении нового фундамента все это будет учитываться. А поскольку метрополитен проходит совсем рядом, проблемам из-за этого соседства будет уделено особое внимание. Земляные работы начнутся с опытных участков для отработки технологии и прогнозирования возможных осложнений. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+