18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Луиз Буржуа и тайная комната

№79
Материал из газеты

Опубликована книга камерных фотопортретов знаменитой художницы, созданных в последние 15 лет ее долгой жизни

В 1994 году Жан-Франсуа Жоссо заключил довольно опасный договор с Луиз Буржуа (1911–2010), попросив ее о фотосессии. «Луиз согласилась на это с трудом, поставив мне условие. Она сказала: „Если мне не понравятся ваши снимки, я разорву договор. Если вы согласны, то можете снимать“».

В 1995-м Жоссо отправился из Парижа в Нью-Йорк, получив заказ на фото от журнала Connaissance des Arts («Познание искусства»). Съемки в бруклинской мастерской Луиз Буржуа проходили нелегко. Благодаря «ассистенту, освещению, вспышке и всему, что полагается», фотограф сделал динамичные снимки, запечатлев Буржуа и ее скульп­туру «Глаза» (1995) с изображением двух глазных яблок, в которых, как и во многих других ее работах, есть намек на половые органы. «Но, когда она пришла позировать для портрета, она почувствовала себя плохо и сказала, что это невозможно». Даже обмолвилась, что он «крадет» ее образ, — и ушла. Жоссо опасался худшего, однако через пять минут Буржуа вернулась, на этот раз в белой бейсболке. «Она сказала: „Теперь я защищена — можете фотографировать“. И улыбнулась».

К счастью, снимки ей понравились. «И она пригласила меня на будущее: „Вы можете приезжать, когда захотите“», — рассказывает автор. С этого момента Буржуа больше ни разу не потребовала от него согласовывать с ней фотографии, и следующие 11 лет, когда бы Жоссо ни прилетал в Нью-Йорк, он всегда наведывался к ней в мастерскую или домой в Челси. Рано утром, еще до прихода ее ассистентов, он звонил по телефону. Если она готова была его принять, они немного разговаривали, а затем фотограф просто оставался свободно бродить по дому. «Я проводил у нее целый день, а она в это время работала, — вспоминает он. — Иногда она приходила, и я делал ее портрет, иногда смотрела на то, что я делал, а иногда я оставался в одиночестве».

Результатом этих многочисленных визитов стала книга Жоссо «Луиз Буржуа: камерный портрет». Вот фото с той самой, первой съемки: Буржуа с тонкой улыбкой на лице и в бейсболке, служившей ей защитой. Вот она под одним из своих «Пауков». На других снимках она рисует за письменным столом в загроможденном кабинете. Наряду с портретами художницы здесь есть фотографии интерьеров ее дома: тесная мастерская в подвале; стены, увешанные рисунками и текстами, которые она называла pensées-plumes («размышления пером»); библиотека — любимая комната ее мужа Роберта Голдуотера. И спальня, которую супружеская чета занимала до 1973 года. После смерти мужа Буржуа больше не спала в этой комнате; как вспоминает Жоссо, его пустили туда «только в самом конце». Комната, где Буржуа проводила ночи в последние четыре десятилетия своей жизни, «не выглядела спальней: очень простая кровать, совсем никаких удобств», книжные полки по стенам.

В книге собраны краткие записи самого фотографа, а также статьи искусствоведа Ксавье Жирара и куратора из Лувра Мари-Лора Бернадак (в 2008 году она организовала ретроспективный показ Буржуа в парижском Центре Помпиду), но большинство текстов представляют собой высказывания Буржуа или фотографии ее рукописей, сделанные Жоссо. Идея сфотографировать их родилась у Джерри Горового, многолетнего помощника знаменитой художницы. «Он пригласил меня посмотреть ее архивы, потому что там было много письменных материалов, — рассказывает автор. — И я думаю, что они посильнее, чем любая критика или кураторский анализ ее творчества».

Идея Джерри Горового в итоге возымела должный эффект: соединив в альбоме размышления Буржуа со снимками ее самой, исполненной загадочного обаяния, а также с фотографиями интерьеров ее дома, скульптур и рисунков, Жоссо запечатлел мир художницы, для которой, как он говорит, «искусство и жизнь были неразделимы».  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+