18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Итоги года: пожар, наводнение и многочисленные скандалы

№79
Материал из газеты

Пожар Нотр-Дам-де-Пари — вот чем прежде всего запомнится уходящий год, а еще репутационными скандалами и победами над токсичной филантропией

Как правило, итоги года в культуре определяются популярными выставками и рекордами музейной посещаемости, чему придет время — в майском номере нашей газеты они будут подведены. Но уже сейчас можно сказать, что стало главным событием культуры в уходящем году, что потрясло мир и останется незабываемым переживанием. Это пожар Нотр-Дама.

С вечера 15 апреля собор Парижской Богоматери горел почти 15 часов на глазах у миллионов людей, не понимавших, как такое могло случиться: в центре столицы страны, гордящейся своим наследием, огонь разрушает главную ее святыню, и это в наш век заоблачно высоких технологий. И если осеннее затопление Венеции — из повторяющихся и прогнозируемых бед, то пожара никто не ждал. Прошло больше полугода, но его последствия еще до конца не оценены. А летом были опасения, что сильная жара приведет к дальнейшему разрушению собора. Нет согласия в главном: восстановить ли обрушенный шпиль таким, как мы его знаем, или сделать некую конструкцию, не выдающую себя за подлинную?

Последние известия о решении этой задачи свидетельствуют о превращении в фарс. Генерал Жан-Луи Жоржелен, специальный представитель президента Эмманюэля Макрона по проекту, во время заседания комиссии по культуре Национального собрания велел главному архитектору проекта Филиппу Вильневу заткнуться. Архитектор стоит на том, что шпиль должен быть восстановлен в первоначальном облике, генерал так не считает. Проще всего оказалось решить проблему финансов. Благодаря государству и  французским меценатам на реконструкцию Нотр-Дама собран €1 млрд. Столько же, по предварительным подсчетам, необходимо для устранения последствий венецианского наводнения. 

Меценатов и спонсоров исключительно активно обсуждали в этом году, но не в связи с пожертвованиями. Теперь благотворителей не благодарят за помощь, а проверяют их гражданскую позицию. Продолжается деятельность организованного художницей Нан Голдин движения P.А.I.N., которое борется против фармацевтического концерна семьи Саклер, производящего обезболивающее «Оксиконтин», вызывающее наркотическую зависимость. В этом году от помощи Саклеров отказались лондонские Национальная портретная галерея и Тейт, нью-йоркские Метрополитен-музей и Музей Гуггенхайма. После серии общественных протестов Лувр снял со стен памятные упоминания об их вкладах в 12 залах. Музей Виктории и Альберта продолжает сотрудничать с семьей, поэтому активисты во главе с Голдин в ноябре разбросали там окровавленные доллары и пустые упаковки от лекарства.

Несколько групп активистов обвинили в кровавой наживе и вынудили уйти в отставку, устроив серию акций, Уоррена Кандерса, спонсора и заместителя председателя правления Музея американского искусства Уитни. Его фирма выпускает вещество, входящее в состав слезоточивого газа, который использовали против беженцев на границе с Мексикой. Активистов поддержали сотрудники музея, выступив с открытым письмом против Кандерса. Руководство институции долго пыталось не поддаваться давлению, но после протестного митинга на выставке Энди Уорхола директору все же пришлось принять отставку Кандерса, подсластив ее благодарственным письмом.

Музеи не впервые отказываются от поддержки спонсоров, чью основную деятельность считают вредной для общества или неэтичной. С табачными компаниями многие культурные институции не сотрудничают еще с конца прошлого века. Грязными считаются и деньги нефтяных компаний — давней главной мишени экоактивистов. Но в этом году протестные движения оказались особенно сильными и результативными, и легко предположить, что в будущем они не утихнут, особенно на фоне изменения климата и глобального потепления, если считать их следствием деятельности человечества. Очевидно, круг людей и корпораций, финансово поддерживающих учреждения культуры, будет продолжать сужаться. Понятно, как это отразится на деятельности музеев, которых далеко не все государства способны и готовы полностью обеспечивать.

В нашей стране против спонсоров никто не борется. И это понятно: даже ведущим музеям — Эрмитажу, Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Музеям Московского Кремля — государственного финансирования хватает только на поддержание зданий и зарплату сотрудникам. Выставочная деятельность  оплачивается благодетелями: компаниями, использующими природные ресурсы, банками, крупными девелоперами. Но вопрос, чисты или нет спонсорские деньги, общественность пока не тревожит.

Зато впервые в этом году у нас разгорелся громкий репутационный скандал. Президента Московской международной биеннале современного искусства Юлию Музыкантскую уличили в невыплате гонораров художникам и обвинили в неэтичном поведении. Как правило, кто не платит и кто хамит, в профессиональном сообществе хорошо известно, но сор из избы еще никто не выносил. Последствий этот скандал не имел. Но, судя по тому, как этические проблемы остро стоят сегодня в западных странах, можно предположить, что встанут и у нас. 

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+