18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первые итоги реставрации репинского «Ивана Грозного»

Сейчас поврежденная вандалом в мае 2018 года картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» лежит лицом вниз на специальном реставрационном столе; для ее осмотра и консультаций приглашены лучшие западные специалисты

Прошедшие после нападения вандала полтора года были посвящены тщательнейшему изучению картины. Напомним, 25 мая 2018 года он нанес полотну, выставленному в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, несколько ударов железной стойкой ограждения. Были проведены химический анализ нитей холста, пигментов и грунта, изучение в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и рентген. Проведено сравнение техник и технологий создания других картин Ильи Репина для подбора аналогий. Специально для большого полотна (размер картины 2 м x 2,54 м) создан уникальный стол-трансформер, на котором оно сейчас лежит оборотной стороной вверх, зафиксированное магнитами. Уже несколько раз полотно навещали западные эксперты-реставраторы, с которыми постоянно консультируется Третьяковская галерея.

Проблема, из-за которой вокруг картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» собраны такие мощные реставрационные силы, — в плохом общем состоянии полотна. Картина «хронически больна» — так говорят в Третьяковской галерее. И реставраторам предстоит не просто восстановить три крупные осыпи на фигуре царевича, появившиеся от недавних ударов, но решить задачу с хроническим отслоением красочного слоя по всей поверхности картины.

Как рассказал заведующий отделом комплексных исследований ГТГ Юлиан Халтурин, слабая связь красочного слоя и основы была отмечена еще в 1934 году, с тех пор состояние картины постоянно контролируется. Именно из-за этой хрупкости картина никогда не покидала стен Третьяковской галереи — кроме эвакуации 1941 года, но и тогда полотно не сматывали на вал, а везли между двух щитов. После нападения первого вандала, в 1913 году, картину дублировали (приклеили для укрепления на второй холст) и усилили сзади фанерным щитом — именно он принял в 2018 году главный удар. Однако то, что, с одной стороны, спасло картину, с другой — могло ей повредить: основной холст и дублировочный были разной плотности, подвергались усадке неодинаково, это могло вызвать напряжения в красочном слое. 

В целом, как заключают специалисты, изучившие более трех десятков картин Ильи Репина, художник соблюдал традиционные технологии, и «болезни», которыми страдают его работы, общие для всех русских и европейских мастеров конца XIX века, использовавших фабричные краски и грунты. И те и другие делались на масляной основе, поэтому сцепление краски с грунтом (которое достигается за счет того, что основа впитывает масло из краски) получается слабым. А толчок к разрушению, как предполагает Юлиан Халтурин, могла дать история 1922 года, когда дождливой осенью неотапливаемые залы Третьяковской галереи так отсырели, что хранители собирали влагу со стен тряпками.

В настоящий момент второй, дублировочный холст с картины убран. И теперь перед реставраторами множество проблем: как удалить с оборотной стороны оригинального холста старый клей, как подводить кромки, на какой клей, на какой холст, каким способом дублировать снова (без этой процедуры в сложившейся ситуации не обойтись). «Главное, — сказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова, — не торопиться, не навредить. Момент повторного дублирования — один из самых сложных в реставрационных работах, нужно сделать так, чтобы картина потом вернулась в экспозицию и жила долго». 

К счастью, музей может не экономить средства. Точная сумма, которая потребуется для реставрации, не называется, но сразу после инцидента звучала сумма от 5 млн до 10 млн руб. Все необходимые деньги, «столько, сколько потребуется», как говорят в Третьяковке, дает Сбербанк. 

На эти средства в том числе были приглашены западные эксперты — специалисты по дублированию большеформатных полотен из Нидерландов, Дании, Великобритании и Италии. «Самая сложная проблема, — подтверждает мнение российских коллег Саймон Бобак из Института Гамильтона Керра при Музее Фицуильяма, — не столько разрывы, сколько состояние самого красочного слоя, слои которого слабо скреплены».

Ранее предполагалось, что реставрация закончится в 2020 году. Сейчас в Третьяковке более аккуратны с обещаниями и настаивают на том, что главное — не скорость, а качество. После того как картина вернется в экспозицию, ее снова накроют стеклом — но не обычным, а специальным, прочным, способным защитить полотно от любых нападений.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+