18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Арчимбольдо до татуировок: Пушкинский объявил планы на 2020 год

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина анонсировал крупнейшие выставки, захватывающие своим многообразием, и отчитался о достигнутом в уходящем году

ГМИИ принял в завершающемся году почти 1,5 млн посетителей — это лучший результат музея, и он наверняка поднимет его еще на одну строчку в списке самых посещаемых. Но будущий, 2020 год может побить и этот рекорд — настолько заманчивым и разнообразным выглядит набор выставок, которые готовят в музее.

В марте всю центральную выставочную ось главного здания займет — небывалый случай — графика. Это рисунки пяти веков из фондов ГМИИ, которые уже показаны, и с огромным успехом, в парижском фонде Custodia. В середине июля весь музей захватит барокко: видеоработы Билла Виолы (его выставку в Москве обещали давно) вступят в диалог с шедеврами живописи и прикладного искусства из Музея Каподимонте в Неаполе — здесь будут Тициан, Рафаэль, Караваджо, Аннибале Карраччи. Поразительным может оказаться проект «Тату», который ГМИИ готовит совместно с парижским Музеем на набережной Бранли. Это около 150 произведений, от старых европейских гравюр до современных фотографий, представляющих феномен татуировки. Венцом года станет экспозиция «Джузеппе Арчимбольдо и его время». Работы художника XVI века (его «головы», сложенные из овощей и фруктов, известны каждому по репродукциям) приедут в Россию впервые.

«Выставки чрезвычайно важны для музея, — сказала директор ГМИИ Марина Лошак, — но они как косметика, наложенная на лицо. Суть нашей работы глубже, и часто она не очень заметна на первый взгляд». Среди важнейших достижений 2019 года Марина Лошак назвала наконец ставшую реальной возможность «вернуть» особняк Сергея Щукина в Знаменском переулке: идет диалог с Минобороны, которому принадлежит здание, и уже через два года ГМИИ сможет получить его в управление. Это, конечно, стало следствием сенсационного внимания, которое привлекла выставка «Щукин. Биография коллекции». «Мы осознанно сделали выставку такой, какой хотели, и я рада, что реакция на нее была такой страстной, — заметила директор музея (концепция и дизайн выставки вызвали живейшее обсуждение зрителей). Будущий год пройдет под знаком другого, не менее родного для ГМИИ персонажа. В Фонде Louis Vuitton в Париже — там, где в 2016 году впервые триумфально показали собрание Сергея Щукина, — осенью 2020-го представят «Собрание нового искусства Морозовых». В Москве выставка, посвященная Ивану Морозову, состоится в 2021 году.

Кстати, этот год — 2021-й — будет ключевым для формирования музейного квартала ГМИИ. Значительная часть грандиозных подземных работ — «цистерна», которая объединит здания, — уже закончена, и в ближайшее время строительство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра выйдет на наземный этап; будет идти активная деятельность по созданию Галереи импрессионистов и постимпрессионистов и Дома текста. В 2021 году начнется «сложный и опасный» процесс переезда в новые помещения фондов музея, после чего главное здание закроется на реконструкцию.

Очень важным итогом Марина Лошак назвала создание направления «Пушкинский.Youth». Это не переименованный исторический «Клуб юных искусствоведов», а огромный проект, который позволяет пяти сотням детей проводить время в музее, участвовать в разных лабораториях и мастерских, слушать лекции, работать в коворкингах (на ближайшие время базой направления стал особняк Лопухиных).

«Очень сложно и очень воодушевляюще», — так директор ГМИИ охарактеризовала неожиданно случившееся в 2019 году слияние музея с Государственным центром современного искусства. Музей планирует очень активно использовать региональные филиалы ГЦСИ, сохраняя идентичность каждого; внимание будет сфокусировано, естественно, на современном искусстве и образовательных программах. Конкретики в проекте пока что мало (формально команда ГЦСИ вольется в ГМИИ только в будущем году). «В регионах нас ждут» — вот, пожалуй, самое главное из того, что Марина Лошак, сама участвующая в переговорах, готова была рассказать.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+