18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Модернистов выставили на фоне Парфенона

№79
Материал из газеты

Богатейшая коллекция покойных супругов Гуландрис наконец покинула остров Андрос и обрела постоянную прописку в греческой столице

Нынешней осенью в Афинах распахнул двери новый музей Фонда Василиса и Элизы Гуландрис с собранием, состоящим из произведений импрессионистов и модернистов. Прошло 27 лет с тех пор, как Василис (1913–1994) и его жена Элиза (1917–2000) загорелись идеей открыть музей для своей коллекции. Однако из-за бюрократических проволочек и исков претендовавшей на собрание племянницы Василиса Аспазии Займис, которая проиграла суд в 2018 году, дело долго откладывалось.

Античное культурное наследие Греции настолько мощно, что имеет тенденцию вытеснять зарубежное искусство в музеях страны. До сих пор в Греции почти негде было увидеть произведения европейских мастеров XIX–XX веков. Новая институция заполнила этот пробел великолепной коллекцией, которой мог бы позавидовать любой музей в мире: здесь и Поль Гоген, и Эдгар Дега, и Поль Сезанн, Жорж Брак, Фрэнсис Бэкон, Альберто Джакометти, Василий Кандинский, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Джексон Поллок. Причем представлены не второстепенные их вещи, а настоящие шедевры. Например, большой портрет кисти Пикассо, на котором изображена женщина с поднятыми руками, соотносится со знаменитыми «Авиньонскими девицами». Имеются в коллекции и Руанский собор кисти Клода Моне, и пылающая аллея тополей работы Винсента ван Гога наряду с его же натюрмортом с черным кофейником.

Собирать искусство Гуландрисам помогали известные галереи и арт-дилеры второй половины XX века, в частности Эрнст Бейелер, ставший другом семьи и горячо поддержавший идею создания музея. Аукционы тоже сыграли немалую роль, особенно Sotheby’s: Симон де Пюри часто консультировал Элизу по вопросам покупки работ.

Василис Гуландрис был владельцем судоходной компании Orion Shipping and Trading Company и сколотил состояние после Второй мировой войны. В высшую лигу коллекционеров попал в 1957 году, предложив рекордные $297 тыс. за натюрморт Гогена. Супруги Гуландрис собирали искусство вместе и, в отличие от сегодняшних коллекционеров, не держали произведения во фрипортах или хранилищах, а жили с ними — работы путешествовали с парой, переезжая из шале в швейцарском Гштааде в квартиру на авеню Фош в Париже и даже на яхту «Палома».

В 1979 году супруги основали фонд и открыли первый в Греции музей современного искусства на острове Андрос, родине Василиса. Там хранилась семейная коллекция, а каждое лето с 1986 года проходили выставки художников, включая Бальтюса, Сальвадора Дали, Ансельма Кифера, Ман Рэя, Герхарда Рихтера.

Другом четы был и архитектор Юй Мин Пэй, автор знаменитой стеклянной пирамиды Лувра. В 1993 году Василис и Элиза поручили ему разработать проект музея в Афинах. Он предложил построить здание из белого известняка, похожее на храм и вдохновленное скорее христианской, чем классической Грецией. Но античность все же вмешалась: уже выбранный под музей участок в 1997 году пришлось оставить, после того как там были обнаружены руины Лицея, где преподавал Аристотель. В другом месте строительство не удалось начать во многом из-за протестов местных жителей, не желавших толп туристов. Наконец, фонд во главе с Кириакосом Куцомаллисом решил приспособить под музей здание в Панграти, центральном районе города, с видом на Парфенон. Музей расположился на 11 этажах — вместе с лекторием, библиотекой, образовательным отделом, рестораном и пространством для временных выставок, которое откроется в 2020 году. Произведения, собранные супругами, разместили на нижних этажах, а выше — греческое послевоенное и современное искусство, приобретенное фондом в последние годы. Все текущие расходы на содержание музея покрываются фондом. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+