18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Модернистов выставили на фоне Парфенона

№79
Материал из газеты

Богатейшая коллекция покойных супругов Гуландрис наконец покинула остров Андрос и обрела постоянную прописку в греческой столице

Нынешней осенью в Афинах распахнул двери новый музей Фонда Василиса и Элизы Гуландрис с собранием, состоящим из произведений импрессионистов и модернистов. Прошло 27 лет с тех пор, как Василис (1913–1994) и его жена Элиза (1917–2000) загорелись идеей открыть музей для своей коллекции. Однако из-за бюрократических проволочек и исков претендовавшей на собрание племянницы Василиса Аспазии Займис, которая проиграла суд в 2018 году, дело долго откладывалось.

Античное культурное наследие Греции настолько мощно, что имеет тенденцию вытеснять зарубежное искусство в музеях страны. До сих пор в Греции почти негде было увидеть произведения европейских мастеров XIX–XX веков. Новая институция заполнила этот пробел великолепной коллекцией, которой мог бы позавидовать любой музей в мире: здесь и Поль Гоген, и Эдгар Дега, и Поль Сезанн, Жорж Брак, Фрэнсис Бэкон, Альберто Джакометти, Василий Кандинский, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Джексон Поллок. Причем представлены не второстепенные их вещи, а настоящие шедевры. Например, большой портрет кисти Пикассо, на котором изображена женщина с поднятыми руками, соотносится со знаменитыми «Авиньонскими девицами». Имеются в коллекции и Руанский собор кисти Клода Моне, и пылающая аллея тополей работы Винсента ван Гога наряду с его же натюрмортом с черным кофейником.

Собирать искусство Гуландрисам помогали известные галереи и арт-дилеры второй половины XX века, в частности Эрнст Бейелер, ставший другом семьи и горячо поддержавший идею создания музея. Аукционы тоже сыграли немалую роль, особенно Sotheby’s: Симон де Пюри часто консультировал Элизу по вопросам покупки работ.

Василис Гуландрис был владельцем судоходной компании Orion Shipping and Trading Company и сколотил состояние после Второй мировой войны. В высшую лигу коллекционеров попал в 1957 году, предложив рекордные $297 тыс. за натюрморт Гогена. Супруги Гуландрис собирали искусство вместе и, в отличие от сегодняшних коллекционеров, не держали произведения во фрипортах или хранилищах, а жили с ними — работы путешествовали с парой, переезжая из шале в швейцарском Гштааде в квартиру на авеню Фош в Париже и даже на яхту «Палома».

В 1979 году супруги основали фонд и открыли первый в Греции музей современного искусства на острове Андрос, родине Василиса. Там хранилась семейная коллекция, а каждое лето с 1986 года проходили выставки художников, включая Бальтюса, Сальвадора Дали, Ансельма Кифера, Ман Рэя, Герхарда Рихтера.

Другом четы был и архитектор Юй Мин Пэй, автор знаменитой стеклянной пирамиды Лувра. В 1993 году Василис и Элиза поручили ему разработать проект музея в Афинах. Он предложил построить здание из белого известняка, похожее на храм и вдохновленное скорее христианской, чем классической Грецией. Но античность все же вмешалась: уже выбранный под музей участок в 1997 году пришлось оставить, после того как там были обнаружены руины Лицея, где преподавал Аристотель. В другом месте строительство не удалось начать во многом из-за протестов местных жителей, не желавших толп туристов. Наконец, фонд во главе с Кириакосом Куцомаллисом решил приспособить под музей здание в Панграти, центральном районе города, с видом на Парфенон. Музей расположился на 11 этажах — вместе с лекторием, библиотекой, образовательным отделом, рестораном и пространством для временных выставок, которое откроется в 2020 году. Произведения, собранные супругами, разместили на нижних этажах, а выше — греческое послевоенное и современное искусство, приобретенное фондом в последние годы. Все текущие расходы на содержание музея покрываются фондом. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+