18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Модернистов выставили на фоне Парфенона

№79
Материал из газеты

Богатейшая коллекция покойных супругов Гуландрис наконец покинула остров Андрос и обрела постоянную прописку в греческой столице

Нынешней осенью в Афинах распахнул двери новый музей Фонда Василиса и Элизы Гуландрис с собранием, состоящим из произведений импрессионистов и модернистов. Прошло 27 лет с тех пор, как Василис (1913–1994) и его жена Элиза (1917–2000) загорелись идеей открыть музей для своей коллекции. Однако из-за бюрократических проволочек и исков претендовавшей на собрание племянницы Василиса Аспазии Займис, которая проиграла суд в 2018 году, дело долго откладывалось.

Античное культурное наследие Греции настолько мощно, что имеет тенденцию вытеснять зарубежное искусство в музеях страны. До сих пор в Греции почти негде было увидеть произведения европейских мастеров XIX–XX веков. Новая институция заполнила этот пробел великолепной коллекцией, которой мог бы позавидовать любой музей в мире: здесь и Поль Гоген, и Эдгар Дега, и Поль Сезанн, Жорж Брак, Фрэнсис Бэкон, Альберто Джакометти, Василий Кандинский, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Джексон Поллок. Причем представлены не второстепенные их вещи, а настоящие шедевры. Например, большой портрет кисти Пикассо, на котором изображена женщина с поднятыми руками, соотносится со знаменитыми «Авиньонскими девицами». Имеются в коллекции и Руанский собор кисти Клода Моне, и пылающая аллея тополей работы Винсента ван Гога наряду с его же натюрмортом с черным кофейником.

Собирать искусство Гуландрисам помогали известные галереи и арт-дилеры второй половины XX века, в частности Эрнст Бейелер, ставший другом семьи и горячо поддержавший идею создания музея. Аукционы тоже сыграли немалую роль, особенно Sotheby’s: Симон де Пюри часто консультировал Элизу по вопросам покупки работ.

Василис Гуландрис был владельцем судоходной компании Orion Shipping and Trading Company и сколотил состояние после Второй мировой войны. В высшую лигу коллекционеров попал в 1957 году, предложив рекордные $297 тыс. за натюрморт Гогена. Супруги Гуландрис собирали искусство вместе и, в отличие от сегодняшних коллекционеров, не держали произведения во фрипортах или хранилищах, а жили с ними — работы путешествовали с парой, переезжая из шале в швейцарском Гштааде в квартиру на авеню Фош в Париже и даже на яхту «Палома».

В 1979 году супруги основали фонд и открыли первый в Греции музей современного искусства на острове Андрос, родине Василиса. Там хранилась семейная коллекция, а каждое лето с 1986 года проходили выставки художников, включая Бальтюса, Сальвадора Дали, Ансельма Кифера, Ман Рэя, Герхарда Рихтера.

Другом четы был и архитектор Юй Мин Пэй, автор знаменитой стеклянной пирамиды Лувра. В 1993 году Василис и Элиза поручили ему разработать проект музея в Афинах. Он предложил построить здание из белого известняка, похожее на храм и вдохновленное скорее христианской, чем классической Грецией. Но античность все же вмешалась: уже выбранный под музей участок в 1997 году пришлось оставить, после того как там были обнаружены руины Лицея, где преподавал Аристотель. В другом месте строительство не удалось начать во многом из-за протестов местных жителей, не желавших толп туристов. Наконец, фонд во главе с Кириакосом Куцомаллисом решил приспособить под музей здание в Панграти, центральном районе города, с видом на Парфенон. Музей расположился на 11 этажах — вместе с лекторием, библиотекой, образовательным отделом, рестораном и пространством для временных выставок, которое откроется в 2020 году. Произведения, собранные супругами, разместили на нижних этажах, а выше — греческое послевоенное и современное искусство, приобретенное фондом в последние годы. Все текущие расходы на содержание музея покрываются фондом. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+