18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотография моды как ключ, символ и дух

№79
Материал из газеты

Вышел в свет второй том каталога коллекции, собираемой московским фондом Still Art

Обложка каталога со знаменитой фотографией Ричарда Аведона «Довима со слонами. Вечернее платье Dior. Зимний цирк, Париж, август 1955 года» сразу обозначает направление — фотография моды. Первый том fashion-фотографии ХХ века из коллекции, собранной Еленой Карисаловой, вышел в прошлом году, отмечая начало работы созданного ею фонда Still Art. А в нынешнем декабре издан второй том, вполне дающий представление о собрании. Оно развивается и пополняется под кураторством Натальи Григорьевой-Литвинской, чье участие придает процессу профессиональный вектор. 

Хотя и личного вкуса, и привязанностей в собрании много. Например, фотографии Стива Шапиро со съемок «Крестного отца» — одно из первых приобретений в области фотографии, которые, как рассказывает Елена Карисалова, просто понравились и были предназначены украшать домашний интерьер (коллекция античного искусства весной была подарена Еленой и ее мужем Михаилом Карисаловым ГМИИ имени Пушкина). Построенные на контрасте света и тени, это не кадры из фильма, и даже не кадры со съемочной площадки (на многих снимках виден режиссер Фрэнсис Форд Коппола), а символические «ключи к фильму», как пишет в каталоге критик Михаил Сидлин. Таков кадр, в котором мрачный дон Вито (Марлон Брандо) держит на руках кошку, неосознанно лаская ее, — соединение теплоты семейных отношений и холода мафиозных связей.

Почти готовая выставка — коллекция фотографий для обложек журнала Vogue с 1930-х и до текущего момента. Можно лишь предполагать, сколько времени и сил ушло на то, чтобы собрать все это. В сопровождающей этот раздел небольшой статье историка моды Ольги Михайловской спрессована вся история fashion-фотографии ХХ века. Вот снимок Хорста П. Хорста для обложки августа 1939-го: контрастные цвета, жесткие тени, глаза модели заменяют круглые очки. А вот работа Ирвина Пенна 1951 года: модель приподнимает очки и приоткрывает сумочку — это уже реальная женщина, а не иллюстрация модного силуэта. 1960-е были десятилетием звезд — на обложке Мэрилин Монро с бусами на обнаженной груди и подростково угловатая Одри Хепберн. 1980-е и начало 1990-х стали эпохой топ-моделей, и их съемки Питером Линдбергом и Стивеном Майзелом вошли в историю. Этот список можно продолжать — как и фотографическую коллекцию фонда Still Art, которая, несомненно, даст материал для следующих томов каталога. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+