Метрополитен-музей демонстрирует уникальную шпалеру после реставрации

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Шпалера со сценой рыцарского турнира эпохи Раннего Возрождения стала ключевым экспонатом на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I»

«Турнирная шпалера Фридриха Мудрого». 1490 гг. Коллекция Музея изящныхискусств Валансьена. Фото: Musée des Beaux-Arts de Valenciennes, France/Photography by Nicolas Roger
«Турнирная шпалера Фридриха Мудрого». 1490 гг. Коллекция Музея изящныхискусств Валансьена.
Фото: Musée des Beaux-Arts de Valenciennes, France/Photography by Nicolas Roger

Сучетом размеров, тонкости проработки деталей и оригинальности «Турнирная шпалера Фридриха Мудрого» может претендовать на звание самого эффектного произведения ткацкого искусства, изображающего рыцарский турнир в эпоху Раннего Возрождения. Прибывшая из коллекции Музея изящных искусств французского города Валансьен, она стала одним из ключевых экспонатов на выставке «Последний рыцарь. Искусство, вооружение и амбиции императора Максимилиана I» в нью-йоркском Метрополитен-музее (до 5 января).

Организаторы выставки стремились показать, как император Максимилиан I использовал символическую власть оружия и рыцарства для продвижения своей политики и династических притязаний в Европе. Неудивительно, что ответственный куратор отдела оружия и доспехов Метрополитен-музея Пьер Терджанян захотел привезти именно этот ковер, изображающий состязания перед важными зрителями в ложе, в числе которых дети Максимилиана — Маргарита и будущий король Кастилии Филипп I Красивый.

Участие шпалеры в американской выставке стало возможным благодаря французским реставраторам, которые начиная с апреля 2018-го целый год трудились над ковром. По словам директора Музея изящных искусств Валансьена Венсана Адо, работы обошлись в €130 тыс., из которых 40% оплатил Метрополитен-музей, 25% — правительство Франции, 20% — муниципальные власти Валансьена, а еще 15% составили пожертвования.

«Турнирную шпалеру Фридриха Мудрого» современные эксперты датируют 1490-ми гг. Фото: Musée des Beaux-Arts de Valenciennes, France/Photography by Nicolas Roger
«Турнирную шпалеру Фридриха Мудрого» современные эксперты датируют 1490-ми гг.
Фото: Musée des Beaux-Arts de Valenciennes, France/Photography by Nicolas Roger

В прошлом шпалеру реставрировали много раз; отдельные ее участки переткали, и они выделялись на общем фоне, но при этом ткань сохранила свою целостность. Некоторые швы ослабли, так что ковер держался прежде всего за счет основы. Реставраторы первым делом сняли основу, что позволило рассмотреть оригинальные цвета. Также они удалили крепления для подвески шпалеры и позумент, а затем укрепили края. Чтобы стабилизировать тканую поверхность ковра, понадобилось добавить много новых стежков, а затем ее закрепили на новой основе. Поскольку шпалеру посчитали слишком хрупкой для влажной обработки, было принято решение использовать вакуумную очистку.

Благодаря реставрации стали видны мельчайшие детали. Например, в ложе рядом с принцессой Маргаритой стоит будущий король Франции Карл VIII. Маргарита держит левую руку на правой, демонстрируя обручальное кольцо. Эта деталь помогла Терджаняну датировать шпалеру приблизительно 1490 годом, когда Карл и Маргарита еще были помолвлены (уже в следующем году Карл разорвал эту помолвку и женился на герцогине Бретонской Анне).

Бордюр шпалеры украшен гербами, несомненно относящимися к территориям, подконтрольным курфюрсту Саксонии Фридриху Мудрому, стороннику императора Максимилиана. Это дает основания предполагать, что работа была либо создана по его заказу, либо преподнесена ему в качестве подарка. Ковер, вероятно, выткали в Брюсселе по очень подробному картону. На основании своего исследования Терджанян выдвинул гипотезу о том, что произведение, возможно, создано в честь заключения перемирия между Максимилианом и Францией. При этом эксперт подчеркивает, что в действительности Маргарита, Филипп и Карл никогда не оказывались одновременно в одном месте. «Это не изображение реальных событий, — говорит он. — Зрители турнира персонифицируют разные политические силы — это аллегория». 

«Нельзя воспринимать шпалеру буквально, — утверждает Терджанян. — Ее нужно расшифровывать. Наша выставка во многом связана с преувеличением и реконструкцией. И по-моему, этот ковер — идеальный объект. Один из тех, которые невозможно понять до конца». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+