18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей-панорама «Бородинская битва» открылся после двухлетней реконструкции

Полностью завершить реставрацию планируют к 2022 году

Нововведения видны уже с улицы: зданию вернули первоначальный вид, исчезли железные турникеты и ограждения, музей стал похож на учреждение культуры, а не на секретный военный объект. Внутри заменили технические коммуникации, установили систему климат-контроля, по-новому выстроили освещение и сценографию, покрасили стены в современные алые, синие, зеленые колеры. Появились помещения для временных выставок и кафе, навигация стала понятной, пространство в целом — дружественным.

На этом реконструкция не завершилась. Следующий этап — восстановление главного экспоната, панорамы «Бородинская битва» кисти Франца Рубо. 

У этого гигантского произведения (размером 15 х 115 м) драматическая судьба. Оно было выполнено в 1912 году в честь 100-летия битвы по заказу императора Николая II, но полвека после этого не имело нормального экспозиционного помещения и хранилось в неприспособленных местах. В 1940-м панораму от полного разрушения спасли реставраторы во главе с Павлом Кориным. В 1962-м для шедевра Рубо наконец-то построили нынешнее здание: архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов и инженер Юрий Аврутин спроектировали оригинальный и нетипичный по внешнему виду музей, облицевав фасад стеклянными панелями. Но в 1967-м случился пожар, и панораму вновь пришлось спасать. 

Нынешняя реставрация — третья по счету. Ее сделают открытой: посетители смогут наблюдать за работой специалистов. Но и помимо панорамы в музее есть что посмотреть. За полвека тут собрали около 40 тыс. экспонатов: живопись, графику, скульптуру, книги, иконы, монеты, мебель, посуду, образцы оружия и военной формы. Учитывая сегодняшнюю популярность исторических реконструкций, не приходится сомневаться в повышенном интересе ко всему этому со стороны публики.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+