Что было, что будет...

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о новых приобретениях, планах музея и его 20-летии, которое будет отмечаться 15 декабря

Василий Церетели. Фото: MMOMA
Василий Церетели.
Фото: MMOMA

Московский музей современного искусства отмечает свой день рождения 15 декабря, но первый месяц зимы у нас традиционно проходит в утверждении планов и подведении итогов. Уже сейчас я могу выделить несколько важных для нас событий. Мы продолжили работу с фестивалем-школой современного искусства «Территория» и представили наш второй по счету проект в Магадане, он посвящен пейзажу в отечественном искусстве XX–XXI веков. В Образовательном центре прошла большая выставка памяти Дмитрия Брусникина — на пяти этажах развернулось представление внутреннего мира режиссера и педагога. В 2019-м мы стали «Музеем года» по версии Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, наше сотрудничество способствовало пополнению музейной коллекции. Здесь же добавлю, что этой осенью в нее вошел графический альбом Сони Делоне-Терк.

Я рад, что в этом году мы представили серьезные международные проекты: первыми в России показали ретроспективу дуэта Komar & Melamid, выставки Хуана Геновеса, Жака Липшица, Жауме Пленсы, Яана Тоомика, крупный проект Йоко Оно, который вышел за пределы музея (Wish Tree украсило парк «Музеон», а город наполнился яркими картинами из ее слов «Вообрази», «Дыши», «Представь себе мир», «Лети»). Музей Вадима Сидура открыл череду музейных юбилеев, отпраздновав 30-летие. Продолжая поддержку молодых художников, мы совместно с фондом RuArts провели Форум уличного искусства, а также запустили проект Arca. Летом в арочном проеме на фасаде нашего Образовательного центра появились работы стрит-арт-художников Ивана Найнти, 0331с и Гриши, Евгения Мулука. На Гоголевском, 10 прошли крупные выставки Ивана Горшкова, Дарьи Иринчеевой и Анастасии Потемкиной, год завершается пятой сессией междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который на протяжении семи лет разворачивается на крупнейших музейных площадках Москвы.

Новый год у многих ассоциируется с подарками. И наш музей, конечно, готовит подарки своим посетителям. Первым станет юбилейный проект-сюрприз ММОМА 99/19. Двадцать залов, двадцать направлений, двадцать кураторов. Михаил Алшибая, Андрей Артемов, Бернар Блистен, Диана Вишнева, Олег Воскобойников, Алена Долецкая, Федор Конюхов, Мартин Крид, Илья Лагутенко, Андрей Малахов, Фредерик Маль, Маруся, Владимир Мухин, Кирилл Серебренников, Федор Смолов, Владимир Сорокин, Ольга Трейвас, Алиса Хазанова, Зураб Церетели — у каждого своя идея, воплощенная в пространстве музея. Приоткрою небольшую тайну и коротко расскажу о проектах в 2020 году, которые мы уже начали готовить: архив Георгия Данелии в Образовательном центре, выставка Саши Фроловой, ретроспективы Павла Леонова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Микеланджело Пистолетто. Во второй половине года привезем работы Джеффа Кунса и Фрэнка Бенсона из коллекции Музея современного искусства Аструпа — Фернли в Осло.

Для меня Новый год — это прекрасное время, когда не надо никуда спешить, можно собрать всех близких за одним столом и просто наслаждаться общением. А каникулы можно провести с пользой. Я, например, собираюсь вновь пойти на выставки, которые бегло осмотрел на открытиях, среди них — Лучо Фонтана в МАММ, «Жизнь и приключения Анатолия Зверева» в Музее AZ, а еще давно не был в кафе «Гаража», поэтому загляну туда и на выставки коллег.

В новогодние каникулы московские музеи будут работать бесплатно; команда ММОМА готовит экскурсии для всей семьи, увлекательные елки. Я думаю, что в предновогодней суете важно не обращать внимание на суматоху и напряжение, а, наоборот, думать о хороших делах и, главное, совершать эти дела весь год. 

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+