Что было, что будет...

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о новых приобретениях, планах музея и его 20-летии, которое будет отмечаться 15 декабря

Василий Церетели. Фото: MMOMA
Василий Церетели.
Фото: MMOMA

Московский музей современного искусства отмечает свой день рождения 15 декабря, но первый месяц зимы у нас традиционно проходит в утверждении планов и подведении итогов. Уже сейчас я могу выделить несколько важных для нас событий. Мы продолжили работу с фестивалем-школой современного искусства «Территория» и представили наш второй по счету проект в Магадане, он посвящен пейзажу в отечественном искусстве XX–XXI веков. В Образовательном центре прошла большая выставка памяти Дмитрия Брусникина — на пяти этажах развернулось представление внутреннего мира режиссера и педагога. В 2019-м мы стали «Музеем года» по версии Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, наше сотрудничество способствовало пополнению музейной коллекции. Здесь же добавлю, что этой осенью в нее вошел графический альбом Сони Делоне-Терк.

Я рад, что в этом году мы представили серьезные международные проекты: первыми в России показали ретроспективу дуэта Komar & Melamid, выставки Хуана Геновеса, Жака Липшица, Жауме Пленсы, Яана Тоомика, крупный проект Йоко Оно, который вышел за пределы музея (Wish Tree украсило парк «Музеон», а город наполнился яркими картинами из ее слов «Вообрази», «Дыши», «Представь себе мир», «Лети»). Музей Вадима Сидура открыл череду музейных юбилеев, отпраздновав 30-летие. Продолжая поддержку молодых художников, мы совместно с фондом RuArts провели Форум уличного искусства, а также запустили проект Arca. Летом в арочном проеме на фасаде нашего Образовательного центра появились работы стрит-арт-художников Ивана Найнти, 0331с и Гриши, Евгения Мулука. На Гоголевском, 10 прошли крупные выставки Ивана Горшкова, Дарьи Иринчеевой и Анастасии Потемкиной, год завершается пятой сессией междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который на протяжении семи лет разворачивается на крупнейших музейных площадках Москвы.

Новый год у многих ассоциируется с подарками. И наш музей, конечно, готовит подарки своим посетителям. Первым станет юбилейный проект-сюрприз ММОМА 99/19. Двадцать залов, двадцать направлений, двадцать кураторов. Михаил Алшибая, Андрей Артемов, Бернар Блистен, Диана Вишнева, Олег Воскобойников, Алена Долецкая, Федор Конюхов, Мартин Крид, Илья Лагутенко, Андрей Малахов, Фредерик Маль, Маруся, Владимир Мухин, Кирилл Серебренников, Федор Смолов, Владимир Сорокин, Ольга Трейвас, Алиса Хазанова, Зураб Церетели — у каждого своя идея, воплощенная в пространстве музея. Приоткрою небольшую тайну и коротко расскажу о проектах в 2020 году, которые мы уже начали готовить: архив Георгия Данелии в Образовательном центре, выставка Саши Фроловой, ретроспективы Павла Леонова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Микеланджело Пистолетто. Во второй половине года привезем работы Джеффа Кунса и Фрэнка Бенсона из коллекции Музея современного искусства Аструпа — Фернли в Осло.

Для меня Новый год — это прекрасное время, когда не надо никуда спешить, можно собрать всех близких за одним столом и просто наслаждаться общением. А каникулы можно провести с пользой. Я, например, собираюсь вновь пойти на выставки, которые бегло осмотрел на открытиях, среди них — Лучо Фонтана в МАММ, «Жизнь и приключения Анатолия Зверева» в Музее AZ, а еще давно не был в кафе «Гаража», поэтому загляну туда и на выставки коллег.

В новогодние каникулы московские музеи будут работать бесплатно; команда ММОМА готовит экскурсии для всей семьи, увлекательные елки. Я думаю, что в предновогодней суете важно не обращать внимание на суматоху и напряжение, а, наоборот, думать о хороших делах и, главное, совершать эти дела весь год. 

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+