Что было, что будет...

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о новых приобретениях, планах музея и его 20-летии, которое будет отмечаться 15 декабря

Василий Церетели. Фото: MMOMA
Василий Церетели.
Фото: MMOMA

Московский музей современного искусства отмечает свой день рождения 15 декабря, но первый месяц зимы у нас традиционно проходит в утверждении планов и подведении итогов. Уже сейчас я могу выделить несколько важных для нас событий. Мы продолжили работу с фестивалем-школой современного искусства «Территория» и представили наш второй по счету проект в Магадане, он посвящен пейзажу в отечественном искусстве XX–XXI веков. В Образовательном центре прошла большая выставка памяти Дмитрия Брусникина — на пяти этажах развернулось представление внутреннего мира режиссера и педагога. В 2019-м мы стали «Музеем года» по версии Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, наше сотрудничество способствовало пополнению музейной коллекции. Здесь же добавлю, что этой осенью в нее вошел графический альбом Сони Делоне-Терк.

Я рад, что в этом году мы представили серьезные международные проекты: первыми в России показали ретроспективу дуэта Komar & Melamid, выставки Хуана Геновеса, Жака Липшица, Жауме Пленсы, Яана Тоомика, крупный проект Йоко Оно, который вышел за пределы музея (Wish Tree украсило парк «Музеон», а город наполнился яркими картинами из ее слов «Вообрази», «Дыши», «Представь себе мир», «Лети»). Музей Вадима Сидура открыл череду музейных юбилеев, отпраздновав 30-летие. Продолжая поддержку молодых художников, мы совместно с фондом RuArts провели Форум уличного искусства, а также запустили проект Arca. Летом в арочном проеме на фасаде нашего Образовательного центра появились работы стрит-арт-художников Ивана Найнти, 0331с и Гриши, Евгения Мулука. На Гоголевском, 10 прошли крупные выставки Ивана Горшкова, Дарьи Иринчеевой и Анастасии Потемкиной, год завершается пятой сессией междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который на протяжении семи лет разворачивается на крупнейших музейных площадках Москвы.

Новый год у многих ассоциируется с подарками. И наш музей, конечно, готовит подарки своим посетителям. Первым станет юбилейный проект-сюрприз ММОМА 99/19. Двадцать залов, двадцать направлений, двадцать кураторов. Михаил Алшибая, Андрей Артемов, Бернар Блистен, Диана Вишнева, Олег Воскобойников, Алена Долецкая, Федор Конюхов, Мартин Крид, Илья Лагутенко, Андрей Малахов, Фредерик Маль, Маруся, Владимир Мухин, Кирилл Серебренников, Федор Смолов, Владимир Сорокин, Ольга Трейвас, Алиса Хазанова, Зураб Церетели — у каждого своя идея, воплощенная в пространстве музея. Приоткрою небольшую тайну и коротко расскажу о проектах в 2020 году, которые мы уже начали готовить: архив Георгия Данелии в Образовательном центре, выставка Саши Фроловой, ретроспективы Павла Леонова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Микеланджело Пистолетто. Во второй половине года привезем работы Джеффа Кунса и Фрэнка Бенсона из коллекции Музея современного искусства Аструпа — Фернли в Осло.

Для меня Новый год — это прекрасное время, когда не надо никуда спешить, можно собрать всех близких за одним столом и просто наслаждаться общением. А каникулы можно провести с пользой. Я, например, собираюсь вновь пойти на выставки, которые бегло осмотрел на открытиях, среди них — Лучо Фонтана в МАММ, «Жизнь и приключения Анатолия Зверева» в Музее AZ, а еще давно не был в кафе «Гаража», поэтому загляну туда и на выставки коллег.

В новогодние каникулы московские музеи будут работать бесплатно; команда ММОМА готовит экскурсии для всей семьи, увлекательные елки. Я думаю, что в предновогодней суете важно не обращать внимание на суматоху и напряжение, а, наоборот, думать о хороших делах и, главное, совершать эти дела весь год. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+