По завету Йоко Оно

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о том, как арт-терапия, подобно медитации, помогает пережить ноябрьскую хандру

Василий Церетели. Фото: ММСИ
Василий Церетели.
Фото: ММСИ

Ноябрь считается одним из самых сложных и удручающих месяцев: дожди, безучастные лица прохожих, ветер, в Москве особенно чувствуется короткий световой день. Знающие люди говорят о том, что медитация способна изменить наше отношение к негативным факторам. И речь не о традиционной практике, а о любой нашей самостоятельной работе, направленной на концентрацию внимания и спокойствие. В последнее время для меня такой медитацией стал спорт: неожиданно этим летом я начал играть в теннис. Он так захватил меня, что теперь почти каждый день, несмотря ни на что, мое утро начинается с теннисного корта. Я слышал, что теннисный термин “love”, или «нет очков», появившийся в 1792 году, означает «играть из любви», то есть «бескорыстно». Мне кажется, это хорошая аналогия с искусством. Мы любим его бескорыстно, мы прибегаем к нему, когда нам хорошо и когда нам плохо. Для многих поход на выставку может стать настоящим терапевтическим сеансом, важно лишь быть открытым к новому опыту.

В середине октября в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» в партнерстве с фондом RuArts мы организовали выставку Йоко Оно. Проект для многих стал открытием Оно как художницы. Мы представили ее текстовые «Инструкции», которые приглашают каждого зрителя совершить простые действия, обратив внимание на красоту и простоту повседневного. По словам куратора нашей выставки Гуннара Кварана, «Инструкции» сравнивают с хокку: их последовательное выполнение как будто гарантирует обретение мира, уважительное отношение к незнакомым людям, торжество справедливости.

Возвращаясь к медитации, хочется сказать, что зачастую она требует некоторого преломления себя: мы помещаемся в новые, порой некомфортные рамки. Так и на перформативной выставке Йоко Оно мы совместно с фондом «Искусство, наука и спорт» запустили туры с незрячими экскурсоводами. Это экскурсии с незрячим гидом и видящими посетителями с завязанными глазами. Ведь перформанс — это исследование наших границ, и лучший способ их исследовать — ограничить чувства. Посетителю предлагается выключить зрение, чтобы активировать другие чувства, пожать руку незнакомцу или порисовать с завязанными глазами.

Еще одна вошедшая в состав выставки работа, которая, на мой взгляд, продолжает тему арт-терапии, — это инсталляция «Дерево желаний». Однако найти это дерево можно не в пространстве музея, а в саду «Эрмитаж». Каждый сможет загадать желание и оставить его в виде записки на ветвях этого дерева. По задумке Йоко Оно, такое простое действие станет первым шагом к реализации задуманного. «Деревья желаний» были установлены в Буэнос-Айресе, Вашингтоне, Венеции, Дублине, Нью-Йорке, Париже, Токио и других городах.

Говоря о других городах, не могу не рассказать о must-see-выставках. Молодой китайский художник Чэнь Фэй в галерее Perrotin в Париже, Ширин Нешат в Музее Брод в Лос-Анджелесе, Энтони Гормли в Королевской академии в Лондоне, парижские годы Жака Липшица в галерее Marlborough в Нью-Йорке. А еще я всегда с интересом слежу за тем, что происходит на Востоке. В Токио в первых числах ноября пройдет 35-й SBI Art Auction современного искусства, а в Сеуле в середине месяца состоится Seoul Auction. Ну а потом придет время готовиться к поездке на Art Basel в Майами.

Желаю всем читателям газеты сохранять душевное равновесие и внутреннюю гармонию. И повторю инструкцию Йоко Оно: «Каждая планета движется по своему орбитальному распорядку. Представьте себе, что ваши близкие — это планеты. Иногда хорошо просто наблюдать, как они вращаются и светятся». 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+