18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

По завету Йоко Оно

№78
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о том, как арт-терапия, подобно медитации, помогает пережить ноябрьскую хандру

Ноябрь считается одним из самых сложных и удручающих месяцев: дожди, безучастные лица прохожих, ветер, в Москве особенно чувствуется короткий световой день. Знающие люди говорят о том, что медитация способна изменить наше отношение к негативным факторам. И речь не о традиционной практике, а о любой нашей самостоятельной работе, направленной на концентрацию внимания и спокойствие. В последнее время для меня такой медитацией стал спорт: неожиданно этим летом я начал играть в теннис. Он так захватил меня, что теперь почти каждый день, несмотря ни на что, мое утро начинается с теннисного корта. Я слышал, что теннисный термин “love”, или «нет очков», появившийся в 1792 году, означает «играть из любви», то есть «бескорыстно». Мне кажется, это хорошая аналогия с искусством. Мы любим его бескорыстно, мы прибегаем к нему, когда нам хорошо и когда нам плохо. Для многих поход на выставку может стать настоящим терапевтическим сеансом, важно лишь быть открытым к новому опыту.

В середине октября в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» в партнерстве с фондом RuArts мы организовали выставку Йоко Оно. Проект для многих стал открытием Оно как художницы. Мы представили ее текстовые «Инструкции», которые приглашают каждого зрителя совершить простые действия, обратив внимание на красоту и простоту повседневного. По словам куратора нашей выставки Гуннара Кварана, «Инструкции» сравнивают с хокку: их последовательное выполнение как будто гарантирует обретение мира, уважительное отношение к незнакомым людям, торжество справедливости.

Возвращаясь к медитации, хочется сказать, что зачастую она требует некоторого преломления себя: мы помещаемся в новые, порой некомфортные рамки. Так и на перформативной выставке Йоко Оно мы совместно с фондом «Искусство, наука и спорт» запустили туры с незрячими экскурсоводами. Это экскурсии с незрячим гидом и видящими посетителями с завязанными глазами. Ведь перформанс — это исследование наших границ, и лучший способ их исследовать — ограничить чувства. Посетителю предлагается выключить зрение, чтобы активировать другие чувства, пожать руку незнакомцу или порисовать с завязанными глазами.

Еще одна вошедшая в состав выставки работа, которая, на мой взгляд, продолжает тему арт-терапии, — это инсталляция «Дерево желаний». Однако найти это дерево можно не в пространстве музея, а в саду «Эрмитаж». Каждый сможет загадать желание и оставить его в виде записки на ветвях этого дерева. По задумке Йоко Оно, такое простое действие станет первым шагом к реализации задуманного. «Деревья желаний» были установлены в Буэнос-Айресе, Вашингтоне, Венеции, Дублине, Нью-Йорке, Париже, Токио и других городах.

Говоря о других городах, не могу не рассказать о must-see-выставках. Молодой китайский художник Чэнь Фэй в галерее Perrotin в Париже, Ширин Нешат в Музее Брод в Лос-Анджелесе, Энтони Гормли в Королевской академии в Лондоне, парижские годы Жака Липшица в галерее Marlborough в Нью-Йорке. А еще я всегда с интересом слежу за тем, что происходит на Востоке. В Токио в первых числах ноября пройдет 35-й SBI Art Auction современного искусства, а в Сеуле в середине месяца состоится Seoul Auction. Ну а потом придет время готовиться к поездке на Art Basel в Майами.

Желаю всем читателям газеты сохранять душевное равновесие и внутреннюю гармонию. И повторю инструкцию Йоко Оно: «Каждая планета движется по своему орбитальному распорядку. Представьте себе, что ваши близкие — это планеты. Иногда хорошо просто наблюдать, как они вращаются и светятся». 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+