Знакомьтесь, Томас Гейнсборо!

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

В Пушкинском музее впервые покажут большую выставку Томаса Гейнсборо из британских музеев в окружении произведений художников, которыми вдохновлялся английский классик

Томас Гейнсборо, «Лесной пейзаж со стадом у водоема». Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк. Фото: Gainsborough‘s House, Sudbury, Suffolk
Томас Гейнсборо, «Лесной пейзаж со стадом у водоема». Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.
Фото: Gainsborough‘s House, Sudbury, Suffolk

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжает знакомить отечественного зрителя с искусством Великобритании — вслед за Уильямом Тернером, прерафаэлитами и Фрэнсисом Бэконом в Москву привезли Томаса Гейнсборо, яркого представителя золотого века британской живописи, XVIII столетия. Гейнсборо в наших музеях практически не представлен, зато его единственная работа в России — «Дама в голубом» из Государственного Эрмитажа — широко известна и считается одним из самых знаменитых шедевров музея. 

Две картины Гейнсборо, «Автопортрет» и «Романтический пейзаж с овцами у источника» из собрания Королевской академии художеств, в 2015 году приво­зили в Эрмитаж, но других выставок британского классика в России не было. В ГМИИ собрали живопись, графику и эксклюзивные материалы из коллекций лондонских Национальной и Национальной портретной галерей, Музея Виктории и Альберта, Тейт и других важных британских институций. Беспрецедентным также является и тот факт, что в Москву прислали уникальные пейзажи на стекле, которые обычно не выдаются на зарубежные выставки.

Томас Гейнсборо, «Портрет девочки». Фрагмент. Ок. 1744. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк. Фото: Gainsborough‘s House, Sudbury, Suffolk
Томас Гейнсборо, «Портрет девочки». Фрагмент. Ок. 1744. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.
Фото: Gainsborough‘s House, Sudbury, Suffolk

В наследии Гейнсборо доминируют два жанра — пейзаж и портрет, также важное место занимают «фантастические картины» и копии с европейских мастеров. Портретный жанр в английской живописи во многом сформировался под влиянием фламандского художника XVII века Антониса ван Дейка, особенно в части аристократических и парадных портретов — в работах Гейнсборо можно встретить заимствованные у него эффектные приемы и позы. Старший современник Гейнсборо, его соотечественник Уильям Хогарт разработал тип «разговорного портрета», в котором обнаруживаются жанровые элементы и черты галантных сцен. Такие «разговорные портреты» писал и Гейнсборо, наряду с парадными, камерными и охотничьими. Особенно удавались художнику детские образы. В его время меняется отношение к детству, которое начинает восприниматься как особый и ценный период жизни, и Гейнсборо мастерски это передает, сосредотачиваясь в портретах на эмоциональном состоянии и характерах юных моделей, а не изображая их как маленьких взрослых. Ноу-хау самого Гейнсборо — гибрид портрета и пейзажа, изображение человека или группы людей на фоне природы, чаще всего английского пейзажного парка. Важно, что художник писал виды, следуя натурным впечатлениям, изображал конкретное, а не обобщенное поместье английского аристократа с величественным домом, холмами и фермами вдалеке. Портреты были любимым жанром Гейнсборо и его отдушиной, в них он опирался на северную традицию, прежде всего на работы голландских живописцев и особенно Якоба Рейсдала, хотя отдельные композиционные приемы заимствовал у французского пейзажиста Клода Лоррена. 

Томас Гейнсборо стоит у истоков пейзажной школы английской живописи. Художник также работал в жанре «фантастической картины» — сочиненных композиций на непритязательные сюжеты — с пасущимися овцами, лачугами, крестьянами, пасторальными сценами в духе Антуана Ватто. Кроме того, он был блестящим копиистом картин старых мастеров, стремясь понять манеру письма и метод работы великих предшественников: Бартоломе Эстебана Мурильо, Питера Пауля Рубенса, Ватто, ван Дейка, Рейсдала. 

На выставке в Пушкинском музее показаны практически все грани таланта Гейнсборо-портретиста, любимого художника короля Георга III, одного из основоположников британской школы живописи и сооснователя (вместе с Джошуа Рейнолдсом) Королевской академии художеств, а также работы тех мастеров, которые на протяжении всего творческого пути вдохновляли его: Ватто, ван Дейка, Рейсдала, Рубенса, — из российских и зарубежных собраний.  

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Томас Гейнсборо
3 декабря 2019 – 1 марта 2020

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+