18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антиквары доказали приверженность традициям

В Москве в Гостином Дворе проходит юбилейный, 45-й Российский антикварный салон

Сорок пятый по счету и первый на новом месте (в Гостином Дворе вместо привычного ЦДХ) Российский антикварный салон открыл свои двери в среду и продлится до конца недели. В ярмарке принимают участие 200 отечественных галерей, арт-дилеров и компаний, специализирующихся на искусстве и предметах интерьера XVIII–ХХ веков. В ассортименте доминирует отечественное искусство, и тут нельзя не удивиться смелости организаторов, запланировавших единственную российскую ярмарку антиквариата почти одновременно, внахлест с неделей аукционов русского искусства в Лондоне, стартовавшей в понедельник. И хотя к официальному открытию Российского антикварного салона главные события в Лондоне — торги Sotheby’s и Christie’s — уже состоялись и некоторые галеристы (хочется надеяться, что и коллекционеры) даже успели прилететь на вернисаж, все же сравнения напрашивались (какие работы были выставлены на торги в Лондоне и по каким ценам), и, кажется, не в пользу Москвы…

В этом году изменилось не только место проведения, но и формат: экспозиция салона поделена на «кварталы» и «улицы» антиквариата, коллекционного дизайна, ювелирного искусства и винтажа. Впрочем, организатор мероприятия остался прежним — это компания «Экспо-парк», которая уже более 20 лет проводит Российские антикварные салоны. Сохранилась и верность традициям ЦДХ. По-видимому, именно поэтому нынешнее мероприятие так разительно отличается от других ярмарок, что тоже проводятся в Гостином Дворе, но фокусируются на современном искусстве. И Cosmoscow, которая традиционно проходит тут в сентябре, и пока состоявшаяся лишь однажды DA!Moscow полностью трансформируют центральное пространство Гостиного Двора в стильную, выверенную и сдержанную экспозицию современного искусства и дизайна, представленных на типовых стендах с белыми стенами. На Российском антикварном салоне все иначе: ни единообразия стендов, ни общего художественного решения здесь нет. Многие галеристы из центрального сектора из года в год готовят тщательно продуманные тематические экспозиции, работают над оформлением стендов, подбирают цвет стен, но их усилия подчас остаются незамеченными в общем стремлении соседей показать все лучшее сразу, использовать каждый квадратный сантиметр стенда, забив его до отказа старинной живописью очень разного качества и всевозможными древностями.

Очень лаконично и элегантно выглядят стенды участников из нового квартала Art & Design, объединившего современное искусство и коллекционный дизайн: «Эритаж», PA Gallery, Mirra, «Е.К. АртБюро», Tirage 1/1 и других. Правда, место им выделили несколько на отшибе, и смотрятся они немного как пришельцы с другой планеты. Блеска и роскоши мероприятию должны были добавить ювелирные участники — у них на салоне появилась целая улица. Но сразу за аллеей ювелиров начинаются стенды с винтажем и старинными предметами по более демократичным ценам (во время ВИП-превью он был закрыт и спрятан за шторками, а со среды заработал в полную силу). Кстати, один из самых живых разделов ярмарки, но совсем уж лишенный изысков в оформлении — просто ряды стендов с нагромождением предметов на каждом, почти как на блошиных рынках Европы. Раньше эта часть салона располагалась на третьем этаже ЦДХ, а теперь стала задворками «цивильной» части ярмарки, никак не поменявшись внешне. В среду вечером было видно, что здесь торговля шла и были реальные покупатели, особенно у «предметников» и тех, кто предлагает винтажные аксессуары, так что спрос на серебряные подстаканники, винтажные сумочки, платки и брошки есть. В этой части была особенно заметна техническая проблема нового пространства ярмарки в Гостином Дворе: очень мало света. И если на стендах ВИП-зоны было выставлено специальное освещение для живописи, то тут приходилось выбирать и осматривать почти что в потемках.

На Западе такие ярмарки (особенно современного искусства, но и классического, тем более что грань между ними постепенно стирается) — это не только выставки-продажи искусства, рассчитанные лишь на профессионалов арт-рынка и коллекционеров, но и полноценные художественные шоу с некоммерческими экспозициями, образовательной и параллельной программами, которые привлекают самую широкую аудиторию. Да, студенты художественных вузов и молодые профессионалы из сферы моды и коммуникаций едва ли что-то купят на ярмарке, но их интерес, присутствие, «чекины», перепосты и комментарии в соцсетях формируют общественное мнение, впечатление, что событие никак нельзя пропустить, потому что это важно, модно и актуально. Трудно сказать, что тут причина, а что следствие, но и вернисажи таких ярмарок становятся важным событием светской жизни, получить приглашение на которое и приятно и статусно. Среди гостей открытия (оно же ВИП-превью) Российского антикварного салона во вторник вечером почти не было звезд, завсегдатаев светских вечеринок, медийных лиц и трендсеттеров, да и в Instagram по хештегу #antiquesalon2019 или #российскийантикварныйсалон не найдется ни фотографий с вернисажа, ни просто снимков посетителей, лишь официальные фото и видео.

Более того, складывается впечатление, что ни организаторам, ни участникам всего этого и не нужно: ни информационного шума, ни толп посетителей, ни постов в Instagram. Особенно участникам. «Может, не было светской тусовки, зато на открытие пришли наши клиенты», — подчеркивают они. Правда, продажами и уже заключенными сделками тоже никто не хвастает. Наоборот, в основном сетуют на то, что продавать стало очень тяжело, цены на русское искусство и вообще на внутреннем рынке сильно просели, отбить аренду стенда все сложнее. В общем, кризис спроса на антиквариат признают, но меняться не желают. Среди участников ярмарки остались и те, кто запрещает фотографировать и фотографироваться на стенде, не называет цен на работы или просто говорит, что вещь не продается (на коммерческой ярмарке!). Что говорить — на некоторые стенды и заходить не хочется: боязно, видно, что ждут там только своих — клиентов или коллег по цеху. Странно удивляться в таком случае, что круг собирателей и просто покупателей антиквариата стремительно сужается, новых коллекционеров старины очень мало, а молодое поколение приобретает современное искусство. Кстати, в этой области даже на нашем рынке ситуация лучше, дела идут поживее. Вот буквально на днях российский аукцион Vladey Владимира Овчаренко продал современного искусства на €1,6 млн — думаю, такой цифре позавидует любой отечественный антиквар.

Если не шедевры, то самые ударные произведения следует искать в самом начале ярмарки, в центральной зоне. Здесь представлены ведущие отечественные антикварные галереи, постоянные участницы Российских антикварных салонов. Это «Частное собрание Михаила Суслова» из Петербурга, у него на стенде — первые имена русского искусства XVIII — начала ХХ века, от Владимира Орловского, Ивана Айвазовского и Юлия Клевера ($70 тыс.) до Константина Коровина ($800 тыс.), а также редкой сохранности комплект мебели — стол, 12 стульев и буфет — начала ХХ века в стиле национального романтизма (15 млн руб. за все). Традиционно искусство начала ХХ века, в том числе художников русского зарубежья, представляет семья Кардашиди («Кардашиди Арт»); на этот раз главным акцентом на их стенде стала деревянная скульптура Георгия Артемова, которого называют русским мастером ар-деко во Франции (от €120 тыс. за скульптуру до €300 тыс. за деревянное панно). Как всегда, изысканный стенд у «Элизиума»: Марине Молчановой удается виртуозно поддерживать баланс русской классики и искусства ХХ века. Среди прочего здесь представлены замечательные работы Василия Рождественского, Николая Рериха, Маревны и Владимира Немухина. Галерея «Даев, 33» предлагает пейзажи на любой вкус — от Юлия Клевера ($80 тыс.) и Алексея Саврасова ($140 тыс.) до Зинаиды Серебряковой ($40 тыс.), а также замечательную жанровую сценку плакатиста и иллюстратора Льва Бродаты. На стенде галереи «Империя СПб» выделяется работа Ильи Репина. Их на салоне несколько, но эта, кажется, лучшая — портрет актера Василия Самойлова 1886 года ($500 тыс.). У галереи «Веллум» — тематическая экспозиция, посвященная художникам-женщинам: Ольге Делла-Вос-Кардовской («Портрет дочери», $35 тыс.), Маревне и другим. Но главные вещи здесь — все женские образы Артура Фонвизина и Филиппа Малявина ($200 тыс.), а также Виктора Борисова-Мусатова (этюд прямо на палитре, $35 тыс.). Есть и соцреализм. Конечно, не портреты вождей, но, например, парадное и монументальное «Открытие Волго-Донского канала» 1952 года Петра Кривоногова на стенде галереи и аукциона «Совком». За трехметрового Кривоногова просят $65 тыс., но вообще для Юрия Тюхтина участие в салоне — это, скорее, промо вечернего аукциона 29 ноября, так как на стенде — преимущественно топ-лоты торгов.

Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) отмечает в этом году 15-летие, к которому приурочена специальная экспозиция «Тренды коллекционирования в России». По замыслу ее куратора галериста Александра Киселева выставка из примерно 50 произведений наглядно показывает основные направления собирательства и разнообразие увлечений отечественных коллекционеров. Первый раздел — западная живопись, прежде всего «малые голландцы», а также мужская тема — батальные сцены в исполнении Богдана Виллевальде и Франца Рубо; следующий мини-зал — модерн и русская живопись рубежа XIX–XX веков; третий — русское искусство ХХ столетия, в том числе авангард. Параллельно — вечные для отечественного коллекционера ценности — русская классика, «наше все» — Иван Шишкин, Иван Айвазовский, а также кабинетная скульптура Евгения Лансере и драгоценные изделия Карла Фаберже. Экспозиция составлена на основе личных собраний антикваров — членов МККААД, вещи музейного уровня.

Кстати, о музеях. С ними участники и организаторы Российских антикварных салонов стараются поддерживать самые добрые отношения. Традицией стали передачи в дар музеям произведений искусства, обнаруженных и приобретенных отечественными галеристами. В этот раз владелец галереи «Русский авангард 10–30-х годов» Анатолий Боровков подарил Музею Владимира Маяковского картину Елены Ефремовой-Гейдор «Посещение АХР Маяковским». Сюжет полотна, написанного уже в послевоенное время, почерпнут из личных воспоминаний художницы. Иван Гейдор, однокурсник и будущий муж Елены Ефремовой, поспорил с приятелями по Ассоциации художников революции, что, когда к ним приедет поэт, он запросто подойдет и заговорит с ним. Когда на выставку прибыл Маяковский, Иван подошел к нему и попросил закурить. Именно этот момент и запечатлен на картине, написанной по памяти.

До 1 декабря.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+