18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пуританин и эстет из Глазго

В Музеях Московского Кремля открывается выставка Чарльза Ренни Макинтоша.

Это первая в России выставка, посвященная наследию шотландского архитектора, художника и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928). Известно, что в конце 1902 года он присылал свои работы в Москву на Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля, но тогда московскую публику они не впечатлили, показались слишком аскетичными. Впрочем, геометрически строгие со сдержанным декором архитектуру и мебель Макинтоша, в которых форму диктовала функция, не сразу приняли и в его родной Шотландии с тогдашней модой на эклектику и историзм. Признание и слава к Макинтошу пришли сначала в континентальной Европе — на международных выставках в Париже, Вене, Мюнхене, Турине.

И все же творчество Макинтоша связано с Глазго. Здесь находится и его главный архитектурный шедевр — Школа искусств (1907–1909). Увы, предметы из ее коллекции, которыми должна была открыться московская выставка, недавно пострадали из-за пожара. Вместо них приедут другие из музеев Глазго. В том числе — созданные для чайных комнат, оформленных Макинтошем с революционной для начала прошлого века пуританской простотой и функциональностью. Открытые на волне антиалкогольной кампании в Шотландии и пользовавшиеся большой популярностью, эти чайные принадлежали Кэтрин Крэнстон, которая стала щедрой покровительницей Макинтоша. На выставке можно будет увидеть из обстановки чайных карточный стол с резным декором, напоминающим проросшие семена, изящное зеркало в зеленой раме, лампу с абажуром в форме пагоды. Приедет на выставку и настоящий шедевр — бюро 1905 года для особняка Хилл-Хаус. Когда все створки раскрыты, оно напоминает японское кимоно с широкими рукавами или драгоценный ларец со вставками керамики, перламутра и слоновой кости. Макинтош верил в преобразующую силу искусства, способную красотой одной лишь детали воспитать в человеке истинного эстета.

Отдельная тема — знаменитые стулья Макинтоша с вытянутой спинкой, трапециевидным сиденьем и прямыми ножками. Один из них, 1905 года, из Хилл-Хауса, тоже будет на выставке. А еще из японского Музея Хаиди Такаяма привезут эскиз кресла для одной из чайных комнат. Тонкий график, Макинтош работал и в новом жанре афиш, создав свой неповторимый стиль из сильно вытянутых, почти абстрактных форм. Макинтош всю жизнь обожал писать цветы и в конце жизни полностью переключился на акварели с цветами, три из которых тоже будут в экспозиции.
Музеи Московского Кремля
Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля

5 сентября — 9 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+