18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Истории одного кадра расскажут в Пушкинском

№78
Материал из газеты

Выставка в ГМИИ им. Пушкина, приуроченная к 180-летию изобретения фотографии, объединила три ее редкие нетиражные технологии: дагеротип, автохром и поляроид

Юбилейная выставка традиционно диктует один подход — хронология с акцентом на ключевых событиях и именах. Пушкинский музей нашел другой, неожиданный: показать фотографию как нетиражное искусство, собрав в одной экспозиции три технологии, дающие единственный  снимок, — дагеротип, автохром и поляроид. К этой идее пришли не сразу, рассказывает Ольга Аверьянова, куратор выставки и заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ: «Сначала мы хотели показать только дагеротипы, которых у нас в музее, к сожалению, нет. Есть хорошие коллекции в Эрмитаже и в Историческом музее. Но они уже не раз показывались. И тогда вдруг возникла другая, неожиданная мысль, что да, фотография, конечно, тиражное искусство, но ведь из каждого правила есть исключения. Есть они и в фотографии. Это дагеротип, авто­хром и поляроид. Почему бы не показать вместе все эти три технологии?» 

Дальше начался процесс отбора работ, а по ходу и уточнения концепции выставки. В итоге собрали 115 снимков — 39 дагеротипов, 28 автохромов, 48 поляроидов. Кроме двух дагеротипов знаменитого русского фотографа Сергея Левицкого (1819–1898) из Государственного исторического музея, все остальные, датируемые 1840–1850-ми годами, — из Национальной библиотеки Франции, включая и работы самого Луи Жака Манде Дагера, объявившего о своем изобретении в 1839 году.

С автохромами, первой в истории технологией цветной фотографии, запатентованной братьями Люмьер в 1903 году, особая история. Все они на выставке из Французского фотографического общества в Париже, где хранится лучшая коллекция авто­хромов. Но их почти никогда не выдают на выставки, поскольку это очень хрупкие стеклянные пластинки. Но в Пушкинский отдали. «Это первая в России выставка автохромов, у нас их практически нет. Есть небольшая коллекция в Политехническом музее, но они потемнели и утратили цветопередачу, из-за чего зритель не может увидеть той красоты, которая есть в этой стеклянной пластине, когда ее освещают», — рассказывает куратор. 

У поляроидных снимков, которые приехали из Вены, тоже есть история. Поляроид был запатентован в 1947 году Эдвином Лэндом (1909–1991), главой компании Polaroid, и получил массовое распространение после перехода на цвет в 1960–1970-е. Для поднятия престижа своего изобретения Лэнд приглашал к сотрудничеству лучших фотографов: Ансела Адамса, Хельмута Ньютона, Стивена Шора (их работы есть на выставке), собрав блестящую коллекцию. Однако с появлением «цифры» компания Лэнда разорилась, и его собрание поляроидов купила Коллекция Остлихт в Вене, откуда они и приехали на выставку. 

Экспозиция тоже выстроена неожиданно — не по технологиям или хронологии, а по мотивам. «Мы как бы предлагаем зрителю: вот дагеротип, вот авто­хром и поляроид, — они разные технологически и концептуально, но мотивы одни и те же. Ведь что делает фотография? Она фиксирует универсум», — говорит куратор. 

К выставке музей придумал еще три инсталляции. До экспозиции вы попадаете в темную комнату и видите свое отражение в покрытом патиной зеркале, как в дагеротипе. Вторая комната, стеклянная, — со спецэффектами автохрома, в третьей, «поляроидной» и тоже  затемненной, по полу разбросаны пуфики для отдыха, в духе хипстерских 1970-х.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дагеротип, автохром, поляроид 1/1
18 ноября – 26 января 2020

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+