Истории одного кадра расскажут в Пушкинском

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Выставка в ГМИИ им. Пушкина, приуроченная к 180-летию изобретения фотографии, объединила три ее редкие нетиражные технологии: дагеротип, автохром и поляроид

Вернер Павлок. «Портрет Сабины». ("N 2196 в серии «Портреты»"). 1987. Поляроид. Фото: Collection of the Westlicht Museum, Vienna @westlichtvienna
Вернер Павлок. «Портрет Сабины». ("N 2196 в серии «Портреты»"). 1987. Поляроид.
Фото: Collection of the Westlicht Museum, Vienna @westlichtvienna

Юбилейная выставка традиционно диктует один подход — хронология с акцентом на ключевых событиях и именах. Пушкинский музей нашел другой, неожиданный: показать фотографию как нетиражное искусство, собрав в одной экспозиции три технологии, дающие единственный  снимок, — дагеротип, автохром и поляроид. К этой идее пришли не сразу, рассказывает Ольга Аверьянова, куратор выставки и заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ: «Сначала мы хотели показать только дагеротипы, которых у нас в музее, к сожалению, нет. Есть хорошие коллекции в Эрмитаже и в Историческом музее. Но они уже не раз показывались. И тогда вдруг возникла другая, неожиданная мысль, что да, фотография, конечно, тиражное искусство, но ведь из каждого правила есть исключения. Есть они и в фотографии. Это дагеротип, авто­хром и поляроид. Почему бы не показать вместе все эти три технологии?» 

Дальше начался процесс отбора работ, а по ходу и уточнения концепции выставки. В итоге собрали 115 снимков — 39 дагеротипов, 28 автохромов, 48 поляроидов. Кроме двух дагеротипов знаменитого русского фотографа Сергея Левицкого (1819–1898) из Государственного исторического музея, все остальные, датируемые 1840–1850-ми годами, — из Национальной библиотеки Франции, включая и работы самого Луи Жака Манде Дагера, объявившего о своем изобретении в 1839 году.

Уильям Вегман. «Без названия». 1987. Поляроид. Фото: © William Wegma
Уильям Вегман. «Без названия». 1987. Поляроид.
Фото: © William Wegma

С автохромами, первой в истории технологией цветной фотографии, запатентованной братьями Люмьер в 1903 году, особая история. Все они на выставке из Французского фотографического общества в Париже, где хранится лучшая коллекция авто­хромов. Но их почти никогда не выдают на выставки, поскольку это очень хрупкие стеклянные пластинки. Но в Пушкинский отдали. «Это первая в России выставка автохромов, у нас их практически нет. Есть небольшая коллекция в Политехническом музее, но они потемнели и утратили цветопередачу, из-за чего зритель не может увидеть той красоты, которая есть в этой стеклянной пластине, когда ее освещают», — рассказывает куратор. 

У поляроидных снимков, которые приехали из Вены, тоже есть история. Поляроид был запатентован в 1947 году Эдвином Лэндом (1909–1991), главой компании Polaroid, и получил массовое распространение после перехода на цвет в 1960–1970-е. Для поднятия престижа своего изобретения Лэнд приглашал к сотрудничеству лучших фотографов: Ансела Адамса, Хельмута Ньютона, Стивена Шора (их работы есть на выставке), собрав блестящую коллекцию. Однако с появлением «цифры» компания Лэнда разорилась, и его собрание поляроидов купила Коллекция Остлихт в Вене, откуда они и приехали на выставку. 

Экспозиция тоже выстроена неожиданно — не по технологиям или хронологии, а по мотивам. «Мы как бы предлагаем зрителю: вот дагеротип, вот авто­хром и поляроид, — они разные технологически и концептуально, но мотивы одни и те же. Ведь что делает фотография? Она фиксирует универсум», — говорит куратор. 

К выставке музей придумал еще три инсталляции. До экспозиции вы попадаете в темную комнату и видите свое отражение в покрытом патиной зеркале, как в дагеротипе. Вторая комната, стеклянная, — со спецэффектами автохрома, в третьей, «поляроидной» и тоже  затемненной, по полу разбросаны пуфики для отдыха, в духе хипстерских 1970-х.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дагеротип, автохром, поляроид 1/1
18 ноября – 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+