Истории одного кадра расскажут в Пушкинском

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Выставка в ГМИИ им. Пушкина, приуроченная к 180-летию изобретения фотографии, объединила три ее редкие нетиражные технологии: дагеротип, автохром и поляроид

Вернер Павлок. «Портрет Сабины». ("N 2196 в серии «Портреты»"). 1987. Поляроид. Фото: Collection of the Westlicht Museum, Vienna @westlichtvienna
Вернер Павлок. «Портрет Сабины». ("N 2196 в серии «Портреты»"). 1987. Поляроид.
Фото: Collection of the Westlicht Museum, Vienna @westlichtvienna

Юбилейная выставка традиционно диктует один подход — хронология с акцентом на ключевых событиях и именах. Пушкинский музей нашел другой, неожиданный: показать фотографию как нетиражное искусство, собрав в одной экспозиции три технологии, дающие единственный  снимок, — дагеротип, автохром и поляроид. К этой идее пришли не сразу, рассказывает Ольга Аверьянова, куратор выставки и заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ: «Сначала мы хотели показать только дагеротипы, которых у нас в музее, к сожалению, нет. Есть хорошие коллекции в Эрмитаже и в Историческом музее. Но они уже не раз показывались. И тогда вдруг возникла другая, неожиданная мысль, что да, фотография, конечно, тиражное искусство, но ведь из каждого правила есть исключения. Есть они и в фотографии. Это дагеротип, авто­хром и поляроид. Почему бы не показать вместе все эти три технологии?» 

Дальше начался процесс отбора работ, а по ходу и уточнения концепции выставки. В итоге собрали 115 снимков — 39 дагеротипов, 28 автохромов, 48 поляроидов. Кроме двух дагеротипов знаменитого русского фотографа Сергея Левицкого (1819–1898) из Государственного исторического музея, все остальные, датируемые 1840–1850-ми годами, — из Национальной библиотеки Франции, включая и работы самого Луи Жака Манде Дагера, объявившего о своем изобретении в 1839 году.

Уильям Вегман. «Без названия». 1987. Поляроид. Фото: © William Wegma
Уильям Вегман. «Без названия». 1987. Поляроид.
Фото: © William Wegma

С автохромами, первой в истории технологией цветной фотографии, запатентованной братьями Люмьер в 1903 году, особая история. Все они на выставке из Французского фотографического общества в Париже, где хранится лучшая коллекция авто­хромов. Но их почти никогда не выдают на выставки, поскольку это очень хрупкие стеклянные пластинки. Но в Пушкинский отдали. «Это первая в России выставка автохромов, у нас их практически нет. Есть небольшая коллекция в Политехническом музее, но они потемнели и утратили цветопередачу, из-за чего зритель не может увидеть той красоты, которая есть в этой стеклянной пластине, когда ее освещают», — рассказывает куратор. 

У поляроидных снимков, которые приехали из Вены, тоже есть история. Поляроид был запатентован в 1947 году Эдвином Лэндом (1909–1991), главой компании Polaroid, и получил массовое распространение после перехода на цвет в 1960–1970-е. Для поднятия престижа своего изобретения Лэнд приглашал к сотрудничеству лучших фотографов: Ансела Адамса, Хельмута Ньютона, Стивена Шора (их работы есть на выставке), собрав блестящую коллекцию. Однако с появлением «цифры» компания Лэнда разорилась, и его собрание поляроидов купила Коллекция Остлихт в Вене, откуда они и приехали на выставку. 

Экспозиция тоже выстроена неожиданно — не по технологиям или хронологии, а по мотивам. «Мы как бы предлагаем зрителю: вот дагеротип, вот авто­хром и поляроид, — они разные технологически и концептуально, но мотивы одни и те же. Ведь что делает фотография? Она фиксирует универсум», — говорит куратор. 

К выставке музей придумал еще три инсталляции. До экспозиции вы попадаете в темную комнату и видите свое отражение в покрытом патиной зеркале, как в дагеротипе. Вторая комната, стеклянная, — со спецэффектами автохрома, в третьей, «поляроидной» и тоже  затемненной, по полу разбросаны пуфики для отдыха, в духе хипстерских 1970-х.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Дагеротип, автохром, поляроид 1/1
18 ноября – 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+