18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

По завету Йоко Оно

№78
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о том, как арт-терапия, подобно медитации, помогает пережить ноябрьскую хандру

Ноябрь считается одним из самых сложных и удручающих месяцев: дожди, безучастные лица прохожих, ветер, в Москве особенно чувствуется короткий световой день. Знающие люди говорят о том, что медитация способна изменить наше отношение к негативным факторам. И речь не о традиционной практике, а о любой нашей самостоятельной работе, направленной на концентрацию внимания и спокойствие. В последнее время для меня такой медитацией стал спорт: неожиданно этим летом я начал играть в теннис. Он так захватил меня, что теперь почти каждый день, несмотря ни на что, мое утро начинается с теннисного корта. Я слышал, что теннисный термин “love”, или «нет очков», появившийся в 1792 году, означает «играть из любви», то есть «бескорыстно». Мне кажется, это хорошая аналогия с искусством. Мы любим его бескорыстно, мы прибегаем к нему, когда нам хорошо и когда нам плохо. Для многих поход на выставку может стать настоящим терапевтическим сеансом, важно лишь быть открытым к новому опыту.

В середине октября в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» в партнерстве с фондом RuArts мы организовали выставку Йоко Оно. Проект для многих стал открытием Оно как художницы. Мы представили ее текстовые «Инструкции», которые приглашают каждого зрителя совершить простые действия, обратив внимание на красоту и простоту повседневного. По словам куратора нашей выставки Гуннара Кварана, «Инструкции» сравнивают с хокку: их последовательное выполнение как будто гарантирует обретение мира, уважительное отношение к незнакомым людям, торжество справедливости.

Возвращаясь к медитации, хочется сказать, что зачастую она требует некоторого преломления себя: мы помещаемся в новые, порой некомфортные рамки. Так и на перформативной выставке Йоко Оно мы совместно с фондом «Искусство, наука и спорт» запустили туры с незрячими экскурсоводами. Это экскурсии с незрячим гидом и видящими посетителями с завязанными глазами. Ведь перформанс — это исследование наших границ, и лучший способ их исследовать — ограничить чувства. Посетителю предлагается выключить зрение, чтобы активировать другие чувства, пожать руку незнакомцу или порисовать с завязанными глазами.

Еще одна вошедшая в состав выставки работа, которая, на мой взгляд, продолжает тему арт-терапии, — это инсталляция «Дерево желаний». Однако найти это дерево можно не в пространстве музея, а в саду «Эрмитаж». Каждый сможет загадать желание и оставить его в виде записки на ветвях этого дерева. По задумке Йоко Оно, такое простое действие станет первым шагом к реализации задуманного. «Деревья желаний» были установлены в Буэнос-Айресе, Вашингтоне, Венеции, Дублине, Нью-Йорке, Париже, Токио и других городах.

Говоря о других городах, не могу не рассказать о must-see-выставках. Молодой китайский художник Чэнь Фэй в галерее Perrotin в Париже, Ширин Нешат в Музее Брод в Лос-Анджелесе, Энтони Гормли в Королевской академии в Лондоне, парижские годы Жака Липшица в галерее Marlborough в Нью-Йорке. А еще я всегда с интересом слежу за тем, что происходит на Востоке. В Токио в первых числах ноября пройдет 35-й SBI Art Auction современного искусства, а в Сеуле в середине месяца состоится Seoul Auction. Ну а потом придет время готовиться к поездке на Art Basel в Майами.

Желаю всем читателям газеты сохранять душевное равновесие и внутреннюю гармонию. И повторю инструкцию Йоко Оно: «Каждая планета движется по своему орбитальному распорядку. Представьте себе, что ваши близкие — это планеты. Иногда хорошо просто наблюдать, как они вращаются и светятся». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+