18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В Русском музее завершена реставрация кресла из Домика Петра I

№78
Материал из газеты

Со школьных лет каждому известно, что государь Петр Алексеевич был на все руки мастером. Собственноручно изготовленное им кресло обрело теперь новую жизнь и, возможно, прослужит еще три столетия

Необычной конструкции кресло, изготовленное по типу английских библиотечных кресел XVIII столетия, предназначенных для чтения (reading chair), отреставрировано мастерами Государственного Русского музея. В «Историческом описании дворца императора Петра Великого на Петербургской стороне и его достопримечательностей», труде, составленном в 1844 году смотрителем Домика Петра I, сообщается, что это кресло — «собственной работы императора Петра Великого». О том же говорится и в путеводителе, изданном в 1891 году: «Кресло из березового дерева с кожаной подушкой, набитой волосом, собственной работы Петра, сохраняется в Домике как достопамятная редкость». Так что реставраторам ГРМ пришлось в своей работе соревноваться с самим государем-императором. 

Как рассказал нашему изданию Юрий Макаров, заведующий отделом реставрации фанерованной мебели, необходимо было привести предмет в экспозиционное состояние, максимально сохранив исторические элементы. «Кресло реставрировали еще в XIX веке, реставрация тогда была основательной, на сегодня это тоже своего рода реликвия, поэтому мы решили сохранить и следы реставрации полуторавековой давности, — сообщил он. — Были проблемы и с самой конструкцией кресла. Подлокотники у него слишком длинные, нагрузка на них и на узел соединения деталей неравномерная, из-за чего пришлось использовать дополнительные детали крепления».

Отличительной чертой такого типа кресел для чтения являлось то, что сидящий располагался в нем задом наперед, лицом к спинке. С обратной стороны спинки устанавливался откидной пюпитр для книг. Спинка кресла Петра I имеет с внешней стороны прорезные пазы для предполагаемого пюпитра, который, к сожалению, был утрачен еще в начале XX века.

За столетия существования кресло пережило несколько поновлений; к началу этого века кожа сиденья сильно пересохла и потрескалась, на деревянных деталях проступили пятна от использовавшихся ранее соединительных материалов, в местах сопряжения деталей дерево потрескалось. В середине марта 2019 года состоялось расширенное заседание реставрационной комиссии Русского музея, на которое пригласили ведущих мастеров-реставраторов из Российского этнографического музея и Государственного Эрмитажа. В результате обсуждения приняли программу реставрации. Обивочный материал был закреплен: кожу укрепили, не снимая ее с сиденья, а в местах утрат использовали вставки из кожи, аналогичной оригинальной. Восстановили авторское покрытие деревянных деталей. Музейному предмету возвращена конструктивная прочность, достаточная для экспонирования.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+