Лучшие выставки о моде и текстиле в музеях Москвы

Этот выставочный сезон в столице ознаменован рекордным числом выставок, посвященных моде и тканям

В экспозиции выставки «Восточный джаз/East West Jazz». Фото: ГМИИ
В экспозиции выставки «Восточный джаз/East West Jazz».
Фото: ГМИИ

«Восточный джаз»/East West Jazz
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Пушкинский музей представил две яркие частные коллекции в формате единой выставки. Абстрактные живописные полотна (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) из швейцарской коллекции Жан-Клода Гандюра здесь получили аккомпанемент в виде красочных среднеазиатских халатов и тканей из собрания Александра Клячина. Все это дополнено работами Анри Матисса, Василия Кандинского и других классиков из фондов ГМИИ. И выходит так, что бухарские и хорезмские ткани — вполне себе равноценный соперник этого красочного авангарда, и даже можно вообразить, что именно ими вдохновлялись авангардисты.

До 15 ноября


Фестиваль «Времена и эпохи». Площадка, посвященная Османской империи. Фото: mos.ru
Фестиваль «Времена и эпохи». Площадка, посвященная Османской империи.
Фото: mos.ru

«Реконструкция как искусство»
Всероссийский музей декоративного искусства

Другой взгляд на историю моды, сугубо практический, представляет Всероссийский музей декоративного искусства. В особняке на Делегатской открыта выставка костюмов, обуви и аксессуаров Османской империи XVI–XVII веков. Точнее, их реплик (в костюмах выступали участники фестиваля «Времена и эпохи»), и это интересная возможность посмотреть на практическое применение знаний об истории моды.

До 17 ноября


Выставка «Ткани Москвы». Фото: Музей Москвы
Выставка «Ткани Москвы».
Фото: Музей Москвы

«Ткани Москвы»
Музей Москвы

Этой выставкой, формально посвященной эволюции текстильной промышленности в столице начиная с дореволюционных времен, кураторам через ткани удалось рассказать огромную историю о том, как эволюционировали наш вкус, наши потребности и наша экономика. И образцы рисунков, созданные великими художниками типа Любови Поповой и Варвары Степановой, оказываются здесь отнюдь не главным и не самым любопытным экспонатом.

До 15 декабря


С выставки «От Толстого до Толстого. Писатель: мода и стиль». Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля
С выставки «От Толстого до Толстого. Писатель: мода и стиль».
Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля

«От Толстого до Толстого. Писатель: мода и стиль»
Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля

Музей в своем новом здании на Зубовском бульваре (прямо напротив Музея Москвы) решил показать историю русской литературы с необычного ракурса. Как одевались писатели — от Льва Толстого до «красного графа» Алексея Толстого? Когда пенсне стало фирменным знаком Антона Чехова? Подлинные предметы одежды и модные аксессуары на эту выставку предоставили писательские мемориальные квартиры и усадьбы со всей России. Перед нами предстает, конечно, не образ джентльмена-модника XIX века (на те гонорары не особо принарядишься), но хотя бы образ хорошо одетого мужчины. Впрочем, надо уточнить, чем представлен Достоевский...

До 15 декабря

А.И.Стрельцов. «Народное гулянье в 1883 г.». Фото: Государственный исторический музей
А.И.Стрельцов. «Народное гулянье в 1883 г.».
Фото: Государственный исторический музей

«Час потехи»
Государственный исторический музей

Исторический музей открывает большую выставку, рассказывающую о праздниках, потехах и массовых гуляниях в царской и императорской России. Масленицы, пиры и маскарады предстанут перед зрителями с помощью

экспонатов самых различных жанров. Нас же отдельно интересуют раздел с праздничными народными костюмами и головными уборами разных регионов России, а также коллекция городского костюма XVIII — начала XX века: шубки, манто, бархатные кафтаны, кружевные зонтики, шляпы с цветами, расшитые платки.

До 16 марта 2020 года


Ростан Тавасиев. Платок «Московские новости». Московское производственное текстильно-галантерейное объединение «Художественная роспись». 1982. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Ростан Тавасиев. Платок «Московские новости». Московское производственное текстильно-галантерейное объединение «Художественная роспись». 1982.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938–2006»
Всероссийский музей декоративного искусства

Еще одна тематическая выставка в Музее декоративного искусства — монографическая экспозиция советского художника Ростана Тавасиева, чей расцвет пришелся на 1970–1990-е годы. (Не путайте его с сыном и полным тезкой, известным современным художником, выставлявшимся в галерее «Айдан», Московском музее современного искусства и так далее.) В витринах будет представлено 30 произведений в технике холодного батика — тут и расписные платки-каре, и декоративные панно на исторические и даже спортивные сюжеты. Выставка осуществлена с помощью президентского гранта — он пошел на воплощение очень интересной идеи. Дело в том, что от Тавасиева остались кальки с прекрасными узорами, которые так и не были в свое время напечатаны. Хрупкие сокровища советского дизайна удалось сберечь и спустя десятилетия все-таки воплотить в ткани: российская марка Radical Chic сумела таким образом закончить еще 40 платков Тавасиева, тоже включенных в проект.

7–30 ноября


Брюссельская шпалера «Встреча Иакова и Иосифа». 1590–1610-е. Коллекция Инны Баженовой. Фото: In Artibus Foundatio
Брюссельская шпалера «Встреча Иакова и Иосифа». 1590–1610-е. Коллекция Инны Баженовой.
Фото: In Artibus Foundatio

«Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков»
Фонд IN ARTIBUS

Пока в самом Государственном Эрмитаже впервые показывают коллекцию шпалер — безворсовых стенных ковров с изображениями на библейские, аллегорические и исторические сюжеты, вытканных в XIX–XX веках, на выставку в Москву из петербургского музея привезут экспонаты, относящиеся к периоду расцвета этого искусства во Франции, Фландрии и Италии — XVI–XVII столетиям. Их соединят со шпалерами и керамикой из коллекции основателя фонда IN ARTIBUS, издателя The Art Newspaper Инны Баженовой. В числе произведений ткацкого искусства, которые можно увидеть на выставке, — шпалеры «Аллегорическая сцена рыбной ловли» (Фландрия, 1550 — 1560-е) и «Возвращение с охоты» (Фландрия или Франция, вторая половина XVI века). Выставку будет сопровождать трехдневный лекционный цикл с участием хранителя коллекции тканей и шпалер Государственного Эрмитажа Татьяны Лехович.

22 ноября 2019 года — 29 февраля 2020 года

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+