Рубаха Толстого и пенсне Чехова: Гослитмузей изучил гардероб русских писателей

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Личные вещи знаменитых писателей и поэтов из коллекций 15 музеев собрали на выставке в Государственном музее истории российской литературы

Пенсне с футляром и галстук-бабочка Антона Павловича Чехова. Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля
Пенсне с футляром и галстук-бабочка Антона Павловича Чехова.
Фото: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

В новом здании Литературного музея интересные проекты следуют один за другим. Очередной посвящен неожиданной теме — имиджу русских писателей. Причем не столько репутации или славе, а именно тому имиджу, о котором пишут журналы мод: как одевался, как стригся, какие аксессуары предпочитал. Например, на выставке можно увидеть, как Лев Толстой шел к своему хрестоматийному крестьянскому образу, с бородой и в рубахе, и почему именно этот его look стал таким растиражированным. Узнаем мы, и кто был «стилистом» Максима Горького, подсказав ему одеваться «по-босяцки». Временной охват выставки не очень велик — от Льва Николаевича до «красного графа» Алексея Николаевича, зато вмещает и Федора Достоевского, и имажинистов, и футуристов. Как рассказал куратор выставки Эрнест Орлов, не стоит думать, что Чехов прямо родился с пенсне, бабочкой и тростью. Очки он завел только в 37 лет: ухудшилось зрение. Трость также появилась поздно, из-за нездоровья писателя. Бабочкой же Чехов смог обзавестись, лишь когда выросли его гонорары (такой галстук стоил дорого). Выставка, собранная силами 15 российских литературных музеев, усадеб и музеев-квартир, показывает — впервые! — весь сохранившийся писательский гардероб и рассказывает, как его детали стали неотъемлемой частью нашей литературной — и не только — картины мира.

Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля
От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль
16 октября — 15 декабря
www.goslitmuz.ru

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+