18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж и окрестности: тропами знатоков

№78
Материал из газеты

Лучший способ не пресыщаться сокровищами Парижа — каждый раз составлять новые маршруты

Париж дарит бесконечные возможности для общения с искусством. Лучший способ не пресыщаться сокровищами Парижа — составлять новые маршруты, добавляя к фундаментальным музеям вроде Лувра, Музея Орсе и Центра Помпиду места не столь очевидные, но таящие множество заманчивых перспектив.

Для любителей изысканного XVIII века в Париже есть два музея, позволяющие забыть суету, рассматривая рокайльную живопись, мебельные гарнитуры и старинный фарфор. В Маре в особняке Донон находится Музей Коньяка — Жэ, созданный на основе коллекции богатых супругов Эрнста Коньяка и Луизы Жэ, которые среди прочего владели знаменитым универмагом La Samaritaine. Сердце тронут живописные работы Франсуа Буше, Антуана Ватто, Никола де Ларжильера, пастели Мориса Кантена де Латура, а также уникальное собрание старинных несессеров.

Второй адрес — на краю парка Монсо, Музей Ниссима де Камондо, само здание которого — парафраз версальского Малого Трианона. Неутомимый и проницательный коллекционер Моисей де Камондо собирал артефакты XVIII века со страстью, а музей посвятил погибшему в Первую мировую сыну Ниссиму. Публику неизменно восторгают кресла из Турецкой гостиной Элизабет, сестры Людовика XVI, фарфоровый сервиз Екатерины Великой, кухня 1910-х годов с отдельно стоящей жаровней, а также ковры, созданные на мануфактуре Савонери, где их ткали и для Версаля.

В 15-м округе недалеко от башни Монпарнас прячется не самый популярный, но заслуживающий визита дом-музей скульптора Антуана Бурделя (1861–1929). Бюсты, модели, рельефы, живопись и графика самого мастера, безусловно, интересны, но и его коллекция, в которой соседствуют работы Огюста Родена, Винсента ван Гога и изысканные образцы японской гравюры, тоже заслуживает внимания. К историческому интерьеру мастерской примыкает большой выставочный зал, спроектированный архитектором Анри Готрюшем в 1961 году к 100-летию скульптора. Монументальные пропорции пространства вдохновляют кураторов. Сейчас здесь до 18 ноября — красивый проект о роли спины в истории моды ХХ века.

Любителям графики понравится Fondation Custodia. В минуте ходьбы от Национальной ассамблеи на улице Лилль в особняке Тюрго расположилась штаб-квартира фонда — учреждения, обладающего редким собранием рисунков, гравюр и автографов европейских художников, а также библиотекой в 180 тыс. томов, считающейся лучшим во всей Франции собранием книг по истории искусства. Основал фонд голландец Фриц Люхт, сам коллекционер и историк коллекционирования, автор фундаментального списка Les marques de collections de dessins & d’estampes («Авторские знаки владельцев коллекций графики»). Выставки фонда академически абсолютно безупречны. Это совершенство кружит голову само по себе.

Fondation Cartier pour l’art contemporain (Фонд современного искусства Картье), расположенный в конце бульвара Распай, — артистичный проект архитектора Жана Нувеля. Весь образ здания в стиле хай-тек построен на отражениях, в стеклянных фасадах и гигантском прозрачном экране множится пышная растительность сада и любуется собой старинный ливанский кедр. Тут любят модных современных художников. Всю осень до 10 ноября тут гостит проект «Деревья» — эстетская мешанина из проектов с древесными мотивами самых разных профи, от художников Джузеппе Пеноне и Тони Оуслера до архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro.

Прочувствовать мощь и имперский размах парижского ар-деко позволяет дворец Порт-Доре (фр. «золотые ворота»), построенный по проекту Альбера Лапрада для Международной колониальной выставки 1931 года. В течение долгих лет здесь размещался Музей колоний, который в 2007-м французы политкорректно преобразовали в Национальный музей иммиграции. До марта 2020 года здесь показывают выставку «Париж/Лондон. Музыканты-иммигранты». Но совершенно неважно, какая идет выставка, поскольку самое интересное тут — само здание. Вам понравится многофигурный рельеф Альфреда Жанньо, ажурные черные решетки Раймона Сюба, две гостиные — Азиатская (так называемая Гостиная маршала Лиоте) с паркетом из экзотических пород и мебелью Эжена Принца из пальмового дерева и Африканская (Гостиная министра колоний Поля Рейно). Стиль этого интерьера определил мастер французского ар-деко, знаменитый мебельщик Жак-Эмиль Рульманн, поставив cреди прочей мебели знаменитые кресла-слоны.

Помимо музеев, богатую художественную жизнь города поддерживают частные галереи. Именитые дилеры вроде Таддеуша Ропака (Galerie Thaddaeus Ropac), Мариан Гудман (Marian Goodman) и Камеля Меннура (Galerie Kamel Mennour) всегда готовы удивить нас или слегка переформатировать наше понимание творчества художников-современников. Безусловно, современное искусство имеет смысл смотреть в галерее Emmanuel Perrotin. Солидная, амбициозная галерея расположена на краю Маре на улице Тюренн и занимает два здания. Роскошные метражи позволяют одновременно открывать не менее трех выставок. Владелец галереи энтузиаст Эмманюэль Перротен сейчас исследует три разные грани минимализма — весь октябрь идут выставки американца Джоша Сперлинга, корейца Парка Се Бо, мастера многозначительного монохрома, и мексиканца Габриэля де Ла Мора. 

Если вас интересует коллекционный дизайн  ХХ века, а также современные вещи, созданные ограниченным тиражом, то парижские галеристы, скорее всего, вас не разочаруют. Например, самую эффектную часть французского модернизма (шезлонги и кресла Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан, стулья и сборно-разборные дома Жана Пруве) демонстрирует публике дилер Патрик Сеген в Galerie Patrick Seguin. Полна сюрпризов и Galerie Kreo на улице Дофин, которую с 1999 года ведет дилер и продюсер Дидье Кржентовски. Здесь продаются культовые вещи самого дорогого из ныне живущих дизайнеров Марка Ньюсона, а временные выставки демонстрируют вкус и фантазию молодых дизайнеров.  


Шантийи

Музей Конде
www.musee-conde.fr
Всего в 40 км от Парижа расположен замок Шантийи, а в нем музей, названный в честь владевших им в XVIII–XIX веках принцев Конде. Чего только нет в этом музее! Три полотна Рафаэля, Фра Анджелико, хрестоматийный Великолепный часослов герцога Беррийского начала XV века и 40 листов Мишеля Фуке из знаменитого Часослова Этьенна Шевалье (1452–1460). Всего в собрании около 300 иллюминированных рукописей. Осенью музей уделил особое внимание женским портретам мастеров Жана и Франсуа Клуэ.


Севр

Национальный музей керамики
www.sevresciteceramique.fr
Созданный в 1824 году в ближнем пригороде Парижа, этот музей обладает внушительным собранием разнообразного фарфора — из 50 тыс. экспонатов только 5 тыс. созданы здесь же, на Севрской мануфактуре, основанной в 1756 году.  Помимо музея, интересно зайти в шоурум фабрики и галерею, где представлен современный фарфор: вазы по эскизам Пьера Сулажа, тарелки с декором Эрика Булатова, не говоря уже об экспериментальных опусах современных дизайнеров.


Шартр

Музей изящных искусств
www.chartres.fr
Не только мечта увидеть знаменитый готический собор Нотр-Дам (1194–1220) укрепит в желании отправиться в Шартр. Местный художественный музей, занимающий бывший епископский дворец, обладает настоящими сокровищами: репрезентативные портреты Гиацинта Риго, жанровые сцены Жан-Батиста Шардена, пейзажи Камиля Коро, фовистские работы Мориса де Вламинка и экспрессивные полотна Хаима Сутина. Особый шик коллекции — первоклассные лиможские эмали.


Базош-сюр-Гийон

Дом Луи Карре
www.maisonlouiscarre.fr
Архитектурный шедевр финского архитектора-модерниста Алвара Аалто с 2010 года открыт для посещения, а до этого был тщательно отреставрирован. Частный дом французского арт-дилера и галериста Луи Карре построен в 1956–1959 годах. Заказчик готовился к безмятежной старости в окружении полотен любимых художников: Андре Ланского, Сержа Полякова и Николя де Сталя. Сейчас живописи здесь нет, главная цель визита — почувствовать скандинавский стиль и оценить дизайн позднего Аалто.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+