18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

У института всех искусств юбилей

Государственному институту искусствознания — 75 лет. По этому случаю было решено объединить празднование с проведением в Москве Генеральной ассамблеи Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA)

Государственный институт искусствознания (ГИИ) был создан в 1944 году «на мощной патриотической волне восстановления великих традиций отечественной истории и культуры» — так с уместным пафосом написано в юбилейной справке института. До 1962 года он подчинялся Академии наук, а затем был передан Министерству культуры. Институт расположен в усадебном доме, построенном в Козицком переулке по проекту Матвея Казакова. Несведущему может показаться, что там, «на Козицком», почтенные старцы в тишине не спеша двигают академическую науку об искусстве. Наталия Сиповская возражает: «Да, у наших сотрудников средний возраст близок к пенсионному, но это следствие демографической ямы. В 1990-х годах многие талантливые люди покинули академическую науку, и оставшимся пришлось нести груз всего поколения. Думаю, что ранний уход из жизни таких ученых-искусствоведов, как Владимир Сарабьянов, Андрей Толстой, Иван Тучков, с этим и связан. Но сейчас к нам приходит много интересных молодых людей, и мы стараемся их всячески поддерживать и даже, не скрою, переманивать. Ведь одна из наших задач — передавать традиции не только отечественной гуманитарной науки, но и преемственность научной школы института, приверженцем, поклонником и пропагандистом которой я являюсь».

Научная школа у института действительно мощная, ее главная черта — комплексный подход к изучению предмета, в связи с развитием не только искусства, но и других, смежных наук. Основы этой школы заложил первый директор ГИИ Игорь Грабарь, художник, блестящий ученый и выдающийся организатор. В институте занимаются изучением всех видов русского и зарубежного искусства: театра, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а также культурологией, эстетикой, социологией и экономикой культуры. В нем работает четыре диссертационных совета, здесь выпускают пять научных журналов. Но в беседе с директором мы остановились на близких The Art Newspaper Russia темах.

Например, на вопросе о том, когда будет закончено издание фундаментальной «Истории русского искусства» в 22 томах, если учесть, что с 2008 года их было выпущено всего три. «У нас готово еще шесть томов, — отвечает Сиповская. — Но основная проблема — найти финансирование печати, а она дорогостоящая, несмотря на то что большая часть институций идет нам навстречу, например бесплатно предоставляют права на иллюстрации. Можно было бы сделать интернет-версию готовых томов, но тогда авторы бесконечно бы вносили в нее исправления. Надеюсь, через три года мы закончим этот проект».

Сиповская уверена, что, вопреки расхожим представлениям, наши знания о русском искусстве недостаточны. Во многом не осмыслен даже, казалось бы, хорошо исследованный XIX век, появляются новые методики. Если посмотреть свежим взглядом, например, на тех же передвижников, то можно увидеть, что они, по словам директора ГИИ, «создали новую социальную институцию, способную выставлять искусство вне зависимости от академических авторитетов». А можно проанализировать их творчество, учитывая ревизию христианства в последней трети XIX века. Пушкинская эпоха тоже требует новых подходов, связанных с романтизмом и развитием академической школы. Результативно идет работа и по изучению искусства 50–80-х годов XX века. «Пора понимать, что и „суровый стиль“, и нонконформизм существовали во взаимосвязи. От истории о „плохих“ и „хороших“, от примитивно социологического взгляда необходимо отходить», — полагает Сиповская.

Отвечая на вопрос, на что недостает финансирования, директор ГИИ вздыхает: «Какой руководитель может сказать, что ему хватает денег? Вот мы не выполняем майский указ президента о повышении зарплат бюджетникам. По нему наши ученые должны получать две средние зарплаты по региону, то есть 140 тыс. руб. Чтобы этого достичь при нынешнем финансировании, нам придется сократить коллектив в разы. На 60 ставках научных сотрудников у нас работает 90 докторов и 120 кандидатов наук, среди них ученые с мировым именем. Можно сокращать то, что не произрастает, а у нас в каждом секторе свои ноу-хау».

Сиповская очень дорожит и даже гордится международными связями института, они важны прежде всего возможностью  «укрепления статуса и расширения влияния отечественной гуманитарной науки в мировом академическом пространстве». У ГИИ налажены партнерские отношения с университетами и научными центрами разных стран. Он является единственным российским членом Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA). Так что было решено объединить празднование юбилея с проведением Генеральной ассамблеи ассоциации, которая в этом году проходит на Козицком, институт принимает руководителей 28 научных учреждений из разных стран.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+